Звукоряд
maksimovvp — 31.01.2024Продолжаю разбираться со звуками.
Диатонический звукоряд
Музыкальные звуки не идут непрерывно. Есть определенные частоты, звучание которых приятно человескому слуху.
Если частоты можно представить как непрерывную восходящую последовательность чисел, то музыкальные звуки — это некоторые, не подряд идущие, числа из этой последовательности. Если последовательность частот представить как некоторую восходящую прямую (горку), то последовательность музыкальных звуков — это некоторая лестница, где звуки это ступеньки. Набор таких ступеней назвали звукорядом. Для игры мелодий не обязательно использовать все звуки, можно использовать семь звуков, иногда достаточно даже пяти звуков. Набор из семи звуков и следующим восьмым, похожим на первый, называется натуральным звукорядом или диатоническим звукорядом.
Гвидо д’Ареццо, Гви́до Арети́нский ввел способ записи (музыкальную нотацию) и ввел понятие нота. В его трудах звукоряд начинался с ноты Ля потому, что так было принято в религиозных произведениях.
Хроматический звукоряд
Диатонический звукоряд позволяет сыграть ограниченное число произведений, потому что семи звуков недостаточно. Для того, чтобы снять такое ограничение ввели понятие двенадцатиступенчатого звукоряда и назвали его хроматическим звукорядом или равномерно темперированным. К семи звукам добавили ещё пять звуков.
Для наглядности диатонический звукоряд это только белые клавиши на фортепиано, хроматический звукоряд это белые и черные клавиши на фортепиано.
На изображении видно что клавиши собраны в группы — семь белых и пять черных. Такая группа из семи белых и пяти черных клавиш позволяет извлечь набор из двенадцати звуков и называется октавой. Следующая группа содержит аналогичный набор звуков, но выше по звучанию.
При использовании диатонического звукоряда ввели понятия расстояния между звуками (нотами) и назвали такое расстояние тоном. Расстояние в диатоническом звукоряде было неравномерным.
Для хроматического звукоряда расстояние стало равномерным, поэтому хроматический звукоряд называют равномерным. Для него расстоянием между звуками (нотами) назвали полутоном.
Для диатонического звукоряда ввели следующие названия нот — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Есть также научная нотация, где ноты обозначаются соответственно C, D, E, F, G, A, B.
Для обозначения дополнительных пяти нот в хроматическом звукоряде не придумали новых обозначений, но ввели понятия повышения или понижения звука. Для повышения исспользует символ # и называют диез, для понижения используют символ ♭ (b) и назвают бемоль.
Для ноты между до и ре ввели обозначени до диез (C#) или ре бемоль (Db).
Для ноты между ре и ми ввели обозначени ре диез (D#) или ми бемоль (Eb).
Между нотами ми и фа нет полутона, как и между нотами си одной октавы и до следующей октавы.
Пентатонический звукоряд
Если рассматривать диатонический звукоряд, то можно видеть что между нотами ми и фа, а также между нотами си одной октавы и до следующей октавы расстояние в полтона.
Можно рассмотреть такой звукоряд, где не будет полутонов. Для этого достаточно убрать ноты фа и ми. Такой звукоряд будет содерожать только пять нот и будет называться пентатоникой.