«Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского

топ 100 блогов picturehistory19.07.2022 «Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского

Для режиссера Владимира Мотыля история про декабристов и их жен в каком-то смысле оказалась личной и напоминала историю его собственной семьи. Отца, простого заводского слесаря, арестовали, когда Вове было всего три года. Мать даже не успела с ним попрощаться. И вот с малолетним сыном на руках женщина отправилась вслед за этапом. На одной из станций она догнала-таки конвой. Коротко пообщалась с супругом, дала подержать ему малыша. Виделись они тогда в последний раз. Спустя год муж сгинул в исправительно-трудовом лагере на Соловках.


Печальная истории семьи наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творческую карьеру Мотыля. Советские чиновники считали Владимира Яковлевича идеологически неблагонадежным режиссером. Начальство не доверяло ему снимать исторические кинокартины. И когда режиссер показал на Мосфильме сценарий «Звезды пленительного счастья», проект завернули не глядя.

«Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского
Владимир Мотыль с Игорем Дмитриевым и Алексеем Баталовым на съемках фильма

Тогда Владимир Яковлевич пошел на хитрость. Он отправился в Ленинград, на прием ко второму секретарю обкома партии Кругловой, с которой был хорошо знаком. И показал забракованный сценарий ей. Женщина была большой поклонницей фильма «Белое солнце пустыни» и очень тепло относилась к режиссеру.

Сценарий исторической кинокартины она показала дочери-старшекласснице. Девушка текст горячо одобрила. На следующий день Круглова позвонила на Ленфильм, и сценарий взяли в работу. Благо и повод нашелся – 150-летие со дня восстания декабристов. Тема для города на Неве была до боли родной. Дворян, выступивших против царя, там считали настоящими героями.

«Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского

Добро на фильм неохотно дало и московское начальство. Однако производственный бюджет сократило в два раза. Но и здесь пришли на помощь ленинградцы. Местный обком выделил недостающие деньги из фонда историко-культурных мероприятий. Правда, столичные чиновники продолжали ставить палки в колеса. За время съемок проект пытались прикрыть три раза – по формальным причинам. Но каждый раз Мотыль находил способы обойти запреты, и продолжал работу.

В фильме снималась целая плеяда известных советских актеров. Режиссер сумел идеально подобрать артистов на ключевые роли. Пары смотрелись в кадре очень естественно и гармонично. Трубецкие – Алексей Баталов и Ирина Купченко. Рылеевы – Олег Янковский и Татьяна Федорова. Волконские – Олег Стриженов и Наталья Бондарчук. На роль императора Николая I Стриженов порекомендовал попробовать Василия Ливанова. Режиссер вначале сомневался. Все же император был ростом выше двух метров. Ливанов же до него никак не дотягивал – его рост был всего 177 сантиметров. Но лицом актер и правда отдаленно напоминал Николая I, и на пробах отлично попал в образ.

«Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского

На роль Жанетт-Полины Гёбль режиссер хотел пригласить настоящую француженку. Да только где ж ее было найти. Французские актрисы, к которым он обращался, отказывались. Не в восторге от этой идеи были и киношные начальники. Тогда Мотыль стал искать девушку в странах соцлагеря. И нашел польскую актрису Эву Шикульску. Мэтр сразу понял: вот тот типаж, который ему нужен. На кинопробах Эва идеально вошла в образ смелой молодой женщины, готовой на любые жертвы ради любви.

На роль Ивана Анненкова, за которым в Сибирь последовала Жанетт-Полина Гёбль, утвердили совсем еще молодого Игоря Костолевского. За плечами актера на тот момент было лишь несколько эпизодических ролей. И он не умел ни говорить по-французски, ни ездить верхом. Зато обладал фактурной внешностью. А всему остальному быстро научился. Поддержал его и режиссер. В итоге пара Анненков-Гёбль тоже отлично смотрелась в кадре.

«Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского

С Костолевским на съемках произошел забавный случай. Для съемок одного из эпизодов в Петропавловской крепости актера привели камеру, заковали в кандалы и закрыли. А потом работа переместилась в другие локации. Про Костолевского же случайно забыли. В итоге он просидел в холодной темнице шесть часов, промерз и едва ворочал языком, когда его хватились коллеги. Зато сцена с ним вышла очень реалистичной.

Часть съемок проходила в Ленинграде и доставила массу хлопот и самим киношникам, и властям. Основная сложность заключалась в съемках массовки возле Зимнего дворца. Людей было так много, что они едва помещались на Дворцовой площади. Мотыль каким-то невероятным образом не только смог управлять огромными людскими массами, но и отснять нужные кадры. Притом, что некоторые сцены из-за его дотошности приходилось переснимать по несколько раз.

«Звезда пленительного счастья»: что осталось за кадром легендарного советского

Для съемок внутри Эрмитажа съемочной группе выделили очень мало времени. Киношники в него, естественно, не уложились. Да еще и напакостили в одном из-залов – сделали короткое замыкание и испортили полы. Администрация музея отказалась предоставлять дополнительные часы. Уговоры режиссера на этот раз не подействовали. Тогда к директору в гриме Николая I отправился Ливанов. «Императору» отказать не смогли. Съемки продолжались столько, сколько было нужно.

Места заключения декабристов снимали на Байкале. Для этого на берегу озера построили деревянные декорации тюрьмы в натуральную величину. Возвели избушки, где жили супруги осужденных. По легенде, декорации строили в лютый мороз. Зато и острог, и дома получились как настоящие. В них даже можно было топить печь и жить целый год.

Когда фильм вышел в прокат, историки упрекали Владимира Мотыля в неточностях. Однако зрители приняли кино на ура. Только в год выхода его посмотрели 22 млн человек. Социалистическая же пропаганда потом использовала фильм на полную катушку. Но дело было вовсе не в идеологии. «Звезда пленительного счастья», прежде всего, показывает живые, человеческие истории. И именно поэтому фильм получился таким настоящим. На все времена.

(с)

См.также:

Декабристы

«Неудобный» режиссер: Почему создателю «Белого солнца пустыни» Владимиру Мотылю не давали снимать кино

Владимир Мотыль: 10 фильмов знаменитого режиссера

Ваше благородие, госпожа Удача…

Как сложились карьеры актеров из фильма “Гардемарины, вперед!”



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
-         У меня в глазу муха! Она там как-будто бы ходит! – заявила маменька мне в ухо. -         Мам! Какая муха? В каком глазу? – провожу служебное расследование. -         Я тебе говорю. ...
В этом году мне исполнилось 37 лет, и о таком Дне Рождения можно было только мечтать… Произошла какая-то критическая масса случайных совпадений, которую иначе как волшебством и не ...
«Ландыши, ландыши... Поехали!» А теперь можно и немного ...
Почти год назад, 2 февраля - дата, известная в народе, как День сурка - я вылетала из Москвы. Улетая радостно написала что-то вроде "Ха-ха-ха, День сурка начинается. Я уже четыре раза ходила на Килиманджаро. И вот опять..." Что я тогда знала про "опять"? Ничего. Как наивна была я по ...
Мы вернулись 10 июля, и вот только к сегодняшнему числу удалось разгрести все, что накопилось на работе. И это при том, что я в отпуске хоть немного, но каждый день работал. Каждый раз хочется в отпуск и кайф, когда едешь/летишь, но по возвращении всегда мысли: бля, лучше бы не ...