ЗСУ Flakpanzer IV
ru_artillery — 30.05.2020Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t), запущенная в производство в конце 1943 года, рассматривалась лишь как промежуточный вариант перед принятием на вооружение более эффективного средства ПВО для танковых соединений. В процессе разработки новой ЗСУ немецкие конструкторы проанализировали несколько возможных вариантов и остановились на одном из них. Производство новой машины было развёрнуто довольно оперативно, и в марте 1944 года войска получили первые образцы самоходки 3,7 cm Flak 43 auf Pz.Kpfw. IV (Sf), более известной под названием Flakpanzer IV (3,7 cm Flak 43). На фронте эти машины и их усовершенствованные «потомки» были остро востребованы ввиду господства авиации противника.
В процессе разработки новой ЗСУ первоочередной проблемой стал выбор шасси. Лёгкие танки Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II были сразу же отвергнуты по причине прекращения их производства. Шасси Pz.Kpfw. 38(t) тоже забраковали: хотя оно производилось серийно, но не допускало установки ничего более тяжёлого, чем 20-мм одностволка. Более подходящим представлялось шасси Pz.Kpfw. III, но все они использовались для штурмовых орудий StuG III и StuH 42, в которых остро нуждался вермахт. В конце концов выбор остановили на среднем танке Pz.Kpfw. IV. Для производства ЗСУ использовали не новые шасси, а взятые у повреждённых танков, отправленных в ремонт.
Для вооружения новой ЗСУ поначалу выбрали 20-мм четырёхствольную установку Flakvierling 38 — одно из наиболее эффективных средств борьбы с низколетящими целями. В сентябре 1944 года изготовили прототип, получивший обозначение 2 cm Flakvierling 38 auf Pz.Kpfw. IV (Sf). Переделка была крайне простой: так же, как и у Flakpanzer I, зенитку установили на крыше корпуса танка вместо башни, прикрыв четырьмя бронированными стенками толщиной 10 мм. Однако эта защита была действенной лишь на марше: перед открытием огня стенки откидывались в горизонтальное положение, и экипажу оставалось уповать лишь на небольшой щит. Другим недостатком машины была большая высота. В итоге эта установка в серию так и не пошла, но стала отправной точкой для проектирования новых зенитных самоходок.
«Мебельный фургон»
В декабре 1943 года прототип 2 cm Flakvierling 38 auf Pz.Kpfw. IV (Sf), прозванный за свою высокую угловатую надстройку «Мёбельвагеном» («Мебельным фургоном»), был показан Гитлеру и министру вооружений Шпееру. Итогом демонстрации стало указание фирме «Крупп» усовершенствовать машину.
Прежде всего проектировщики постарались уменьшить высоту боевой машины. Для этого зенитное орудие смонтировали не на крыше корпуса Pz.Kpfw. IV, а «утопили» примерно на 250 мм в корпус. Сменили и артсистему, установив вместо 20-мм четырёхстволки одноствольную 37-мм зенитку Flak 43. Надстройка сохранила свою угловатую прямоугольную форму. Как и на первом варианте, её стенки можно было откинуть в горизонтальное положение, но теперь конструкторы предусмотрели и возможность установить боковые стенки надстройки в промежуточное положение — под углом 30° к вертикали (они фиксировались замками к дополнительным трапецеидальным бронеплитам, представлявшим собой продолжение передней и задней стенок). С одной стороны, такое решение обеспечивало возможность ведения зенитного огня, с другой — давало экипажу хоть какую-то защиту.
Доработанную самоходку признали пригодной к службе и приняли на вооружение под обозначением 3,7 cm Flak 43 auf Pz.Kpfw. IV (Sf) (она же — Flakpanzer IV (3,7 cm Flak 43), она же — Sd.Kfz. 161/3). Немудрено, что во всех этих обозначениях простому солдату было легко запутаться, поэтому в вермахте новая зенитка получила то же прозвище, что и прототип-неудачник — «Мёбельваген».
Выпуск «Мебельных фургонов» осуществляла фирма «Дойче Айзенверке» в Дуйсбурге — собственно, она производила лишь сборку машин. Бронированные надстройки поставляла фирма «Крупп» (Эссен), шасси танков Pz.Kpfw. IV поступали с завода «Крупп-Грузон», а позже — и с предприятия «Дойче Рёренверке» (Мюльгейм). Поначалу использовались шасси Pz.Kpfw. IV Ausf H, позже – Ausf J. Зенитные орудия производил завод «Рейнметалл-Дюркопп-Зимсон» в городе Зуль.
Предполагалось уже в феврале 1944 года выпустить первые 20 машин Sd.Kfz. 161/3, а впоследствии выйти на ежемесячный темп производства в 30 единиц, но воплощение этих планов напрямую зависело от поставок шасси. Первые 20 «Мёбельвагенов» были сданы заказчику в марте 1944 года. Всего же до марта 1945 года выпустили 240 этих ЗСУ, причём темп выпуска равнялся плановому лишь в летние месяцы 1944 года.
See more: https://warspot.ru/13724-mebelnyy-furgon-vihr-i-vostochnyy-veter