Зрительский спрос на «жесть» сполна удовлетворяется ежедневным эфирным предложением

топ 100 блогов novayagazeta04.03.2016 Чудовище рождает чудовищ.
Зрительский спрос на «жесть» сполна удовлетворяется ежедневным эфирным предложением

Зрительский спрос на «жесть» сполна удовлетворяется ежедневным эфирным предложением

Неделю назад в студии ток-шоу «Прямой эфир» обсуждали жуткую историю гибели годовалого ребенка в подмосковных Мытищах. Кто-то, пока точно не установленный следствием, выкинул его с девятого этажа. Мать малыша вместе с ним оказалась в тот вечер в квартире своего знакомого Романа. Хозяйке квартиры, матери Романа, это очень не понравилось. Ребенок, у которого резались зубки, никак не хотел засыпать и все время плакал. Выпив водки, молодая мать заснула, а когда очнулась, увидела полицейских, обнаруживших мертвого ребенка под балконами дома. В убийстве призналась мать Романа, якобы донельзя раздраженная детскими криками. Мать малыша подозревает в совершении злодеяния самого Романа. Следствие подозревает всех, включая мать ребенка. Исследование на детекторе лжи, проведенное специально для «Прямого эфира», показало, что она вроде не убивала.

С цветных фотографий, демонстрируемых в студии, на нас глядит светленький улыбчивый мальчик. «Какая лапочка», — умилительно восклицает ведущий Борис Корчевников, пытаясь изобразить скорбь. Народ в студии возмущен не больше обычного — типичная история, едва ли не ежедневно попадающая в сводки криминальных происшествий и — автоматом — в эфир популярных ток-шоу. Все дружно осуждают нерадивую мамашу, забывшуюся в пьяном сне и оставившую малыша без своего пригляда. «Я вас умоляю, я на коленях вас прошу: не пейте больше!» — с фальшивым пафосом восклицает Корчевников в финале программы, картинно падая перед ней на колени. Та обещает исправиться. Конец сюжета. Сытые благополучные эксперты с чувством выполненного долга расходятся по домам. Зрители, поохав, переключаются на другие ток-шоу и свои домашние дела. Завтра будет новый день и новое ток-шоу с очередной дикой историей.

Дикие истории — хлеб всех подобных программ. За них борются конкуренты — кто расскажет больше подробностей, кто быстрее добежит до родственников и очевидцев произошедшего, тот, считай, в «дамках». Года три назад, когда в Москве повар Алексей Кабанов в порыве ярости задушил жену, а потом расчленил ее в ванной комнате, в то время как в квартире постоянно находились их дети с няней, две съемочные группы, столкнувшись на лестничной клетке перед квартирой отца убийцы-расчленителя, даже подрались между собой. Победили «малаховские» — они и увезли старика-отца в студию программы «Пусть говорят», где ужасающее убийство обсуждали во всех подробностях, а тот должен был добавить в это обсуждение «человечинки»: поведать публике, каким «герой» был в детстве.

…А поутру они проснулись. И вдруг все разом решили, что пора пощадить зрительскую психику, и без того травмированную непрерывным потоком криминального «эксклюзива». Больше того, все телеканалы — большие и малые — в одночасье договорились между собой действовать в этом вопросе солидарно. Никто — значит никто не огорошит несчастного зрителя шокирующей новостью о «кровавой няне», убившей и обезглавившей ребенка. Никто — значит никто не помчится, задрав штаны, искать и звать в эфир убитых горем родителей погибшей девочки, их соседей и знакомых, а также родных и близких безумной няни-убийцы.

В конце 90‑х годов, когда стала очевидной необходимость принятия и соблюдения определенных правил самоограничения в деятельности ТВ, устанавливающих грани дозволенного в распространении информации, которая может нанести вред нравственному и физическому здоровью людей, был подготовлен проект Хартии телевещателей, своего рода этический кодекс, подписав который, телевещатели взяли бы на себя обязательство следовать его нормам. В ходе бурных дискуссий выяснилось, однако, что мало кто из вещателей готов поставить подпись под этой Хартией и уж тем более неукоснительно соблюдать прописанные там правила и нормы. Как откровенно признался один из тогдашних телеруководителей, «допустим, мы начнем следовать пунктам Хартии… допустим. Но наши конкуренты тут же обойдут нас по рейтингам, и мы окажемся в проигрыше». Так и не договорились.

И тут вдруг такая похвальная профессиональная и человеческая солидарность: «Встанем как один, скажем: «Не дадим…» Но сказавши «а», следует говорить и «б»: отказаться в своей последующей практике от ток-шоу, изо дня в день смакующих жестокость и насилие, или же переориентировать их на разумное, доброе, вечное в ущерб главному измерителю зрительского успеха — рейтингу. Что-то подсказывает мне, что никакого «б» не будет. Да и зритель не поймет. Девиз современного ТВ: «Дадим публике то, что она хочет». А она хочет всего, что «погорячее», хоть и лицемерно сетует на излишнюю жестокость и натурализм многих программ. Для нее эти ток-шоу и сюжеты, бесконечно воспроизводящиеся в них, давно уже просто зрелище, не вызывающее ничего, кроме праздного любопытства. Мало того — привычка к ним диктует зрительский спрос на все большую «жесть», сполна удовлетворяемый эфирным «предложением».

«Под демонстрацией либо описанием чрезмерной жестокости и насилия понимается излишне натуралистичный, неоправданно подробный и шокирующий показ сцен умерщвления людей и животных, издевательств над людьми и животными с использованием физического насилия, а также сцен последствий преступлений, катастроф и стихийных действий с детальным изображением ранений, трупов, значительных увечий, следов пыток, побоев», — говорилось в Хартии, которая так и не стала руководством к действию большинства телевещателей.

Если они даже и прочитали рекомендации, там содержащиеся, то, прочитав, сделали и делают все ровно наоборот. О том, что происходит в головах людей, ежедневно потребляющих разнообразную «жесть» в промышленных масштабах, никто из ее производителей до сей поры не задумывался. История с няней-убийцей, от освещения которой отказались все телеканалы, — это история не про внезапный приступ их человеколюбия, а про то, как монстры (власти и ТВ) неожиданно заподозрили монстра в массовом зрителе и испугались его спонтанной неконтролируемой реакции.

Не исключаю, что безумная няня тоже была постоянным зрителем самых популярных ток-шоу. Чудовище рождает чудовищ. Независимо от их возраста, профессии и этнической принадлежности.

Ирина Петровская
Обозреватель «Новой»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Термоэтикетка – специальный материал для маркировки товаров, который применяется в различных сферах торговли и промышленности. Она незаменима на тех предприятиях, где используются системы автоматизированного контроля. Где используют термоэтикетки? На них печатают различную информац ...
Однажды один провинциальный буржуа пригласил известного нидерландского художника-пейзажиста Яна Бартольда Йонгкинда на завтрак к себе домой. Крайне дорожа своей добропорядочностью ...
Российская империя была сословным государством с дворянским правящим классом, причем главным дворянином был сам царь (император). Великая русская классическая литература создана на 95% этим дворянским классом, дворянами были Пушкин и Лермонтов, графы Лев и Алексей Толстой, А.К. ...
Пожалуй одно из первых отображений игромании на экране. Нет, это не про азартные игры, а про диаболо (не путать с дьябло :) - хитромудрую штуку для жонгирования. Сама игра была известна в Европе еще в 18 веке, завезена, вероятно, из Китая, где подобное существовало аж в 12 веке. ...
Из сильного расследования «Фонтанки». С фотографиями, анкетами и документами Официально признаётся, что за время операции в Сирии погибли 39 российских военнослужащих. Убитых и раненых бойцов группы Вагнера Министерство обороны в свою статистику вносить не должно, рассматривая эти ...