"Золото".
movie_rippers — 07.07.2024"Вообще, в каждой стране воняет по разному. Хуже всех пахнут бельгийцы, испанцы - наоборот, высыхают как вяленое мясо. Я вообще... По запаху могу определить, из какой страны труп" (с).
Год - 1992
Страны: Россия и Италия.
Режиссёры - Леонид Биц и Фабио Бонци.
В ролях: Франко Неро, Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский, Виттория Бельведере.
Иногда, копаясь в интернете в поисках чего нибудь, можно найти хорошие вещи, которые незаслуженно забыли, иногда - наоборот, заслуженно. Такого добра нынче стало много, как хорошего, так и плохого; многое находят энтузиасты, типа группы From Outer Space, многое - мы сами, многое советуется заядлыми киноманами, как например, мне посоветовали шедевральную "Пятую Печать", но сегодня речь пойдёт не о ней.
Все мы знаем группу Сабатон, которая поёт про всякие там военные заварушки, от старых до новых, поют героически, с пафосом, и вскоре (если уже не) выпнут с престола Раммштайн (и если честно, давно пора) в плане тяжёлых заводных пафосных песен. И была у них такая песня, Last Stand, про известное историческое событие, а именно спасение швейцарскими гвардейцами Папы Римского Клемента 7-го от разъярённой армии наёмников де Бурбона, когда оные предали Рим разграблению. Песня эта весьма пафосная, круто звучащая, под неё круги нарезать по квартире самое то, и во многие топы входит не зря. Однако я наткнулся на другой взгляд на те события, а именно фильм "Золото". К удивлению, об этом фильме я вообще ничего не знал. Снят он в перестройку, совместно нашими и итальянцами (пополам режиссёры, актёры, массовка, снималось у них, музыку тоже писали они), и в главных ролях именитые личности - Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский в одной из последних ролей, Збруев, Франко Неро и ряд итальянских актёров помельче. Ну, я и посмотрел.
Sacco di Roma, произошедшее 6 мая 1527 года, вообще событие эпохальное, потому немного истории (моим "безголовым" видением). Как известно, в средние века в Европе воевали постоянно, и часто внутри страны - феодальная раздробленность-с. Основной проблемой, по мнению многих, была зарвавшаяся власть Папы Римского, который, как и его предшественники, слишком дохера на себя брал, и императору Священной Римской империи, равно как и его союзникам, это несколько подза*бало - Папа скакал, как говорится, "между ё*аных", и в очередной заварухе вроде как поддержал Императора, а потом, обосравшись за свои владения, кинул его. Подза*бать Папа успел и во Флоренции; и как будто этого мало, Папаня был ещё и Медичи - семейка эта интригами своими попила дохера крови как у себя в Италии, так и вне её. Для малолетнего читателя поясню - для Европы Медичи были что-то типа Ебланистеров из этой вашей Игры Престолов, в попытках интриговать с помощью кинжала и яда доходило и до того, что в попытках вырыть яму другому, попадали в неё сами, ссорясь и убивая друг друга. Это должно было когда-нибудь закончиться; но разборка затянулась, и озлобленные испанцы и ландскнехты во главе с Де Бурбоном и Де Фрундсбергом, вовремя не получив зарплату из-за опустевшей (якобы, есть мнение, что такое было устроено Императором специально) казны, решили оторваться на Вечном Городе, в котором золота и ценностей, по мнению ландскнехтов, было полно. Не долго думая, они применили принцип "а чо, так можно было" и напали на Рим. К сожалению, швейцарские наёмники не подкачали и спасли Папу, не дав посадить медичинское очко на фламберг, укрывшегося в неприступном замке и ссаный понтифик ещё успел покоптить планету, однако ему пришлось дать баснословное количество золота, чтобы наёмники ушли. После этого Папская власть стухла, и влияние Ватикана на Европу уменьшилось, однако, как было сказано, поднасрать он ещё успел.
Но к фильму. "Золото" повествует об этих событиях, однако в отличие от Сабатона, отнюдь не героически, а показав жуть и жесть тогдашних военных разборок. Всё начинается с того, что талантливый художник и скульптор Габриэлле ди Поппи по прозвищу "Казентино", собственно, кайфует от своей жизни - у Медичи был один весомый плюс, они покровительствовали культуре и искусству, и похоже, понятие "злодей/тиран/мафиозник, кайфующий от произведений искусства" пошло именно от них. Габриэлле рисует на заказ, первые 20 минут фильма показывая жизнь тогдашней богемы, и показывает даже несколько заштампованно: герой пишет картины не только с друзей и знакомых, но и с местных потаскух воспроизводит сюжеты на религиозную тему (о чём говорится прямо), заодно рисуя порнуху (опять же, в том числе и на религиозные темы) для озабоченных кардиналов, за что и уважаем в их среде. В свободное от работы время Габриэлле пробухивает гонорар с многочисленными друзьями, предаваясь плотским утехам с подмастерьями: братом и сестрой (друг другу, а не Габриэлле) Джезуино и Джезуиной (с пацаном не покажут, но подразумевают), в общем, живёт не тужит. Однако при очередном посещении Папы, тот говорит ему - у Рима собралось войско, может напасть, ты бы, Габриэлле, переехал бы ко мне в замок, да от греха подальше. То же самое предлагает друг Габриэлле, педиковатый Белоццио (камео переигрывающего Збруева), но поддатый художник непреклонен: я обычный художник, кому я нужен, наёмникам политики нужны, до меня им дела нет. Через 20 минут фильма и через полдня внутреннего времени он поймёт, насколько он наивный - с фразой "Тут кто-то есть!" мир в фильме прекращается и ночью к нему вламываются наёмники во главе с Андреасом Бекенхофеном (Александр Абдулов) и устраивают в его дома разруху, картины топчат, самого избивают, Джезуину под Абдулова, Джезуино - под нож и нужно им одно - ЗОЛОТО, которого у ходожника по причине разгульного образа жизни нету. Спасает от смерти художника капитан наёмников, дон Диего (Смоктуновский), устраивающий Абдулову отлично сыгранный разнос - он являлся поклонником художника, и хотел на халяву ему картины заказывать. После увиденного, у художника начинается катарсис и шок, не в силах более рисовать как раньше. Диего зачем-то приказывает именно Андреасу-Абдулову остаться с ним и охранять его, требуя от художника рисовать для него всякое, и тот всячески унижает художника, и больше того, на него кладёт глаз Джезуина, решив, как думается поначалу, соблазниться на крутого альфача вместо "лохохудожника", и отдаётся ему на глазах Габриэлле.
На фоне покажут и события в крепости - учёный Бенвенуто Челлини отстрелит самолично башку Де Бурбону (и это покажут, за что спасибо), что приведёт к ещё большим проблемам; а другие наёмники будут страдать от болезней, безысходности и ПТСР, один из них убьёт девочку при попытке её изнасилования, и она ему начнёт мерещиться.
"Если бы этот кусок железа мог говорить - сколько бы всего он рассказал! Сколько душ переселилось в него! Его бы обязательно купил бы какой-нибудь философ из Эленберга!" (с).
Занятное кино, конечно. Как бы вам его описать... Вот представьте, что если бы одну длинную серию "Игры престолов" снимал условный Марк Захаров с бюджетом чуть большим чем "Убить Дракона" сразу после оного в декорациях Италии: жесть, чернуха, убийства, изнасилования; от наших - перестроечные сиськи и манера съёмок, переигрывающие (не все, но местами заметно) актёры и каскадёры, от итальянцев - пара по-итальянски комичных ребят, лохматые п*зды прямиком из их артхаусов и конечно же, несравненная Виттория Бельведере, с которой будет много эротических сцен (покажут, покажут) - вот такое вот сочетание. Сочетание, как по мне, сработало, получилось весьма неплохое кино с кучей подтекстов, крылатых фраз, неплохой актёрской игры (которой больше, чем косяков)и раскрытия темы средневековых мясных разборок. Теперь по прядку, чем этот фильм лично меня зацепил:
* Первое и главное - Абдулов в роли злодея, но не абы какого интеллигентного или культурного с замашками, а именно конченного распоследнего ублюдка, насильника и мокрушника, буйного и больного на голову. Это может порвать шаблон его поклонницам, мой родственник, увидев фильм впервые, даже сказал то ли в шутку, то ли нет, что это дипфейк и Абдулов ТАКОЕ сыграть не мог. В принципе, этого даже достаточно, чтобы одним глазком смотреть. Второй народный артист РСФСР и мастер озвучки и дубляжа, Всеволод Ларионов, также играет не меньшего ублюдка и играет прекрасно. Типажи такие, что хочется залезть туда и... Вылезть обратно от ужаса.
* Вообще, неплохие актёрские работы и типажи, ими созданные. Габриэлле, исполненный Франко Неро, всю жизнь косплеившего то Бельмондо, то Клинта Иствуда для бедных, да даже Ниндзя сыграл - а тут в роли безобидного художника прекрасен. Про Витторию Бельведере я уже сказал; Карло Чекки в роли Папы суров и серьёзен. Сильно переигрывал Збруев, видимо, наспех насмотревшись итальянских комедий и думая, что оные в жизни так себя и ведут, что контрастно смотрится с другим актёром Энцо Якетти, сыгравшим Бенвенуто Челлини, который пусть тоже переигрывает, но делает это "правильнее".
* Заставляет задуматься на кучу тем. Посттравматика, походные болезни, мокруха, едущая крыша, жалость к жертвам и наоборот, ненависть к ним, пох*изм к мокрухе и чёрный юмор, даже переход с мечей на огнестрелы обсуждается - всё показано, почти без прикрас, местами волосы встают дыбом от того, ЧТО происходит и ЧТО вытворяет Абдулов на экране сотоварищи. Разговоры обрастают кучей запоминающихся фраз, которые могли бы разлететься на цитаты, будь фильм раскрученнее. Заодно покажет, что
* В первую очередь, фильм о том, что НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НАИВНЫМ в критических ситуациях, подобным той, что показали - наивный пацан кинулся с ножом? Убили - куда тебе, салабону, против ландскнехта? Девочка из блатной семьи Фернезе возомнила, что если угрожать и пафосить солдатне, они отстанут только потому, что ты из элиты? Минус один итальянец в её лице. Считаешь, что если убить вражеского командира, ты победил? Нет, дорогой учёный, всё стало только хуже, ты их разозлил, а командир лицо заменяемое. Считаешь, что твоя профессия не нужна грабителям? Ты очень ошибаешься - если у тебя нет золота, то остаёшься ты (на издевательства), твоя семья (на изнасилование и ростовые мишени для тренировок владения мечом) и твои работы, которые можно выгодно продать. Если ты кого-то там отодрал и ограбил в походе и думаешь, что жертвы тебя кормят, поят и дают во все места, потому что ты крутой альфач? Ну и дурак, будешь лежать с окровавленным хером, как Абдулов по концовке фильма. Любишь убивать всех в округе просто потому что по кайфу? Готовься к ПТСР, дружок. И надеяться можно только на самых близких людей, будучи готовым, что они пойдут на слишком многое, чтобы спасти тебя и себя, в прямом смысле жертвуя своим очком на твоих глазах.
* Показывает, что люди искусства и науки готовы помочь, пусть местами и глупо. Бенвенуто Челлини, если что, был в жизни известным учёным, и судя по тому, что замок в итоге не взяли, дело своё делал неплохо. Другой художник, не показанный, согласился и осмелился быть послом к ландскнехтам, за что был жестоко убит.
* Штампы, многие из которых ломаются. Выделю два из них - сломанный штамп о лохе и козле, в котором баба-шлюха выбирает поначалу первого, а второй потом прощает, который вы видели не раз, и сломан он прекрасно - героиня всё это время проявляла прагматизм (пусть и нездоровый немного), оказавшись единственным нормальным человеком и подгадав момент, убила Андреаса. Второй - античернушный - несмотря на всё произошедшее, у фильма светлая и даже добрая концовка. По крайней мере, для Габриэлле и Джезуины.
* Музыка. Прекрасная композиция, выбранная для сцены разрухи и мочилова, идеально подобрана.
* Несмотря на перестроечность и бюджетность, лучшее от итальянцев и русских (насколько это возможно при таких условиях) есть.
Из минусов отмечу некоторую заштампованность, упомянутое переигрывание и недопонимание в сюжете: Дон Диего старался, чтобы художника хотя бы не били и не издевались над ним, потому Габриэлле мог бы попросить заменить Андреаса на какого-нибудь другого охранника. Так же, молодняк оттолкнёт излишняя бюджетность фильма, который выглядит чуть лучше, чем упомянутая работа Марка Захарова. Далее, знаменитый подвиг швейцарских наёмников показан не будет - денег на развёрнутую батальную сцену у создателей не хватило.
По этому суровому фильму можно судить, как оно было тогда, как выглядело суровое мочилово и как наивный человек тыкается лицом в собственную тупость, убеждаясь не только на своей шкуре, но и на "шкуре" своих погибших и пострадавших близких, как меняется его мировоззрение с ног на голову. Картина показывает, что понятие "золото" у каждого своё - у кого-то золото ценность и трофей, у кого-то зарплата, на которую можно "строить замки и кайфовать", у кого-то золото - власть над слабаком, а у кого-то - средство спасения жизни и приходится порой из одного из вышеописанных переплавлять в другое, чтобы спастись, а у кого-то золото - это близкие, которые ради тебя и ИЗ-ЗА тебя вытерпят всё и спасут в самый нужный момент. Для тех, кто филосовствовать не хочет, тоже есть на что посмотреть - матюки, кровь, убийства и голые сиськи тут есть. Смотреть или нет, решать вам, и кто посмотрит, пусть откомментирует.
|
</> |