Золотые ручки

топ 100 блогов diecast_4319.05.2017
Эх, надо было отснять эту модель пораньше. И когда в середине мая на Москву обрушились обильные снегопады, эффектно запостить под заголовком "На злобу дня" )))
Но можно и на контрасте сыграть. За окном долгожданное солнце, голубое небо и ещё не успевшая покрыться пылью листва, а мы сегодня поразглядываем снегопогрузчик С-4 от ивановской мастерской UMI.

Золотые ручки

О производителе (UMI = Управление механизации г. Иваново) особо распространяться не буду. Хорошие ребята, которые делают хорошие модели. В основном они специализируются на СДМ, строительно-дорожных машинах – к этой категории относятся катки, асфальтоукладчики, краны, компрессоры, грейдеры и т.д. Одна беда с ними – очень забывчивые.
Например, в посылку с погрузчиком мне хотели положить модель, которую я уже получил в том году. Разумеется, я отказался от неожиданного "подарка". А вот краску и грунт для ремонта другой модели, ранее повреждённой при пересылке, обещали, но не прислали.

Да взять тот же С-4. При записи на проект чётко говорилось: "Модель будет установлена в бокс". А пришла она вот в такой картонной коробке, стандартной для изделий UMI. Сулили готовые модели в конце февраля, а по факту я получил свою двумя месяцами позже. Но это, в общем-то, мелочи. Лично мне бокс ни к чему, а что касается задержек, то для ручной работы это обычное дело.

Золотые ручки

Упаковка простая, но надёжная: модель завёрнута в целлофановый пакетик и уложена в кокон из ваты. Последняя, по опыту, является очень эффективным амортизирующим материалом: за редким исключением, модели UMI добираются до меня целыми и невредимыми.

Золотые ручки

Как следует из надписи на коробке, масштабная копия погрузчика является "лимитированным изданием", мой экземпляр имеет порядковый номер 12 из 30. Здесь имеет место небольшое лукавство: 30 штук – это тираж моделей со следами эксплуатации. Столько же моделей изготовлено в чистом варианте, плюс для очумелых ручек выпущена небольшая (всего 10 штук) партия китов.

Золотые ручки

Прежде чем приступить к обзору модели, расскажу о прототипе. С-4 базировался на агрегатах грузовика ГАЗ-51 (двигатель, коробка передач, передний и задний мосты, колёса, рессоры и др.). Выпускался он с 1957 по 1968 год Свердловским заводом коммунального машиностроения, затем до 1973 года собирали слегка модифицированный С-4М. Эти машины были одними из наиболее массовых в Советском Союзе.
Собственно, лаповые снегопогрузчики и сейчас не редкость на улицах российских городов, хотя дорожники всё чаще заменяют их более универсальными ковшовыми погрузчиками на базе колёсных тракторов. Но в Москве они пока не перевелись.

Золотые ручки
С-4 у Большого Москворецкого моста. В этом месте и сейчас паркуется коммунальная техника.
Фото 1968 года. Источник: журнал "Автомобиль на службе" №7.


К сожалению, отыскать в сети толковый материал, в котором бы обобщалась история данного вида снегоуборочной техники, особенности конструкции, специфика эксплуатации и т.д., мне не удалось. Поэтому дальше идут мои собственные изыскания и умозаключения, которые вполне могут содержать ошибки.
Основное назначение снегопогрузчиков – погрузка в кузова грузовиков снега из валов и куч, образованных после снегоочистки. Применение их сезонное, причём за рубежом, как я понял, такие аппараты широкого распространения не получили.

Золотые ручки
Казань, площадь Свободы. Будучи мальчишкой, я и сам не раз завороженно наблюдал за работой снегопогрузчика, хотя С-4 уже не застал. Наверняка то же самое могут сказать и некоторые из здесь присутствующих.
Автор: Сергей Токарев. Источник: pastvu.com.


В нашей стране первые лаповые снегопогрузчики с транспортёрами конвейерного типа (их ещё называют ПНД, погрузчики непрерывного действия) появились в конце 40-х годов. Основой для них служили грузовики московского автозавода: в С-1 использовались узлы ЗИС-5, в пришедших ему на смену 2С-3 и Т-105 – ЗИС-150.
Шасси у всех имело довольно необычную схему: по сути, это было развёрнутое задом наперёд шасси грузового автомобиля. То есть двигатель и коробка передач были установлены в задней части, задние колёса – управляемые, а ведущим являлся передний, двускатный мост. Кстати, именно благодаря этой особенности проще всего опознать погрузчики на зисовских агрегатах, поскольку в некоторых ракурсах они здорово похожи на героя этого обзора.

Золотые ручки
2С-3 на Моховой улице в Москве грузит снег в самосвал ЗИЛ-ММЗ-585 с нарощенными бортами.
Фото 1959 года. Автор: Карл Майденс, журнал Life. Источник: pastvu.com.


С-4 и более поздний КО-203 создавались уже на базе грузовиков из Горького, 51-й и 52-й модели. Они сохранили заднее расположение силового агрегата, но передняя ось стала поворотной, а задняя – ведущей. Для того, чтобы погрузчик мог двигаться на пониженных скоростях (его рабочий диапазон – 0,3-2,3 км/ч), в трансмиссию был встроен демультипликатор.
Интересно, что кабина у всех упомянутых выше машин размещалась с правой стороны – видимо, чтобы оператору было удобней контролировать расстояние до бордюрного камня. На моделях, которые выпускаются в настоящее время (КО-206М, СнП-17 и др.), кабина установлена слева. Почему её перенесли, для меня загадка. Может, водителям так просто привычнее?

Золотые ручки
Улица Народного ополчения в Москве. Самосвал – ГАЗ-93Б, созданный на той же агрегатной базе, что и погрузчик. А так и не скажешь!
Фото 1966-67 годов. Источник: pastvu.com.


Что касается принципиальной схемы рабочего оборудования, то она не претерпела изменений по сей день.
В передней части погрузчика расположена лопата – сварная рама, облицованная металлическими листами. Во время движения она подрезает снег заострённой передней кромкой, погружая его на себя. Посередине лопаты находится питатель – две лапы на вращающихся дисках (с приводом от двигателя через коробку отбора мощности). Они поочерёдно захватывают снег, подавая его в жёлоб скребкового транспортёра. Последний перемещает снег вверх и сбрасывает в кузов загружаемого грузовика.

Золотые ручки
С4-М в Кирово-Чепецке. Источник: www.chepetsk.ru.

Именно из-за характерных загребающих движений лаповые погрузчики получили в народе множество прозвищ: "тёщины ручки", "хапуга", "прапорщик". Коммунальщики же ласково и уважительно зовут их "золотыми ручками".

Золотые ручки
Прямо-таки готовый рекламный снимок! А между тем он не постановочный. Локацию, полагаю, можно не уточнять?
Фото 1960 года. Источник: a-dedushkin.livejournal.com.


Как это часто бывает с советской техникой, несмотря на большое количество выпущенных машин, до наших дней сохранились считанные единицы С-4.
Вот, например, снимок полностью комплектного С-4М, сделанный в апреле 2003 года в Москве. Со слов автора фото, погрузчик был на ходу и иногда использовался для уборки снега на территории автобазы "Академтранса", к которой был приписан. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Золотые ручки
Источник: photo.qip.ru.

А в Германии недалеко от Потсдама С-4М установлен на бетонный пьедестал. История этого монумента настолько драматична, что ей даже посвящена изданная три года назад книга!
Дело в том, что изначально на постаменте стоял танк ИС-2. Памятник павшим советским солдатам открыли в октябре 1945 года, причём на территории американского сектора. После разделения Германии и обострения холодной войны мемориал вызывал многочисленные протесты и не раз становился жертвой вандалов, танк даже обливали бензином и поджигали. В конце концов в 1955 году монумент разобрали, но вскоре поблизости (правда, уже на территории ГДР) соорудили новый, на который водрузили знаменитый Т-34.
В 1990-м, на волне эйфории от воссоединения и долгожданной свободы, танк демонтировали, а спустя два года на его месте появился окрашенный в розовый цвет погрузчик – инсталляция, напоминающая о "мирной революции" в Восточной Германии.

Золотые ручки
Источник: www.potsdam-mittelmark.de.

Да-да, C-4 поставлялся также за рубеж, главным образом, в соцстраны. Он даже попал в проспект "Автоэкспорта", посвящённый коммунальной технике. Спасибо неизвестному коллекционеру, отсканировавшему его в хорошем качестве: судя по всему, именно оттуда мастерская брала основные размеры при создании модели. Целиком с буклетом можно ознакомиться тут (кстати, в других альбомах у этого товарища тоже много интересного), а ниже я привожу пару страничек из раздела про С-4.

Золотые ручки
Забавный момент: в тексте проспекта особо подчёркиваются преимущества правого расположения кабины, а картинка зеркально развёрнута, так что кабина оказалась слева.

Золотые ручки
А вот здесь хорошо видно интерьер. На модели он тоже есть, но заглянуть в кабину объективом фотоаппарата мне не под силу.

Ну, а теперь перейдём непосредственно к модели. С виду она довольно простая, весь функционал ограничен поворотными передними колёсами (обутыми в "диповскую" резину). Причём повернуть их можно на довольно небольшой угол, так что это практически незаметно – как по мне, не стоило и огород городить.

Золотые ручки

Открывающихся элементов нет, транспортёр и лапы неподвижны. В чём же цимус этой модели, спросите вы? Конечно, помимо факта, что её никто больше не выпускает (что само по себе немало).
В технологии изготовления! Она весьма нетрадиционна для отечественных кустарей. Силовой каркас модели (рама и лопата) спаян из латуни. Из неё же сделаны некоторые другие детали, в частности, поворотный мост, диски колёс и даже... руль.

Золотые ручки

Золотые ручки

Кабина выполнена из смолы, корпус и крылья – из литейного пластика.

Золотые ручки

Золотые ручки

На этапе подготовки к производству все нюансы будущей модели отрабатывались в 3D.

Золотые ручки

Золотые ручки

Фирменная фишка UMI – это, конечно, художественное старение и грязнение. Не зря DiP отдаёт им свои модели на доработку, в теме везеринга ивановцы изрядно поднаторели. Хотя, конечно, и неудачи у них бывали – вспомним хотя бы египетские ЗИС-151 и ЗИЛ-157.
На С-4 следы эксплуатации – это не привычная грязь и ржавчина, а снег, местами бурый, что весьма характерно для московской зимы. Зачёт!

Золотые ручки

Деталировка у модели достойная – ручка двери отдельной деталью, фары с рифлением, московские номерные знаки, декаль с гаражным номером.
Но можно было и лучше! По непонятным мне причинам производитель не поставил дворник, а также защитную решётку на левом окне – их хорошо видно на архивных снимках. Какая-то копеечная экономия... :/

Золотые ручки

Более серьёзен косяк с выхлопной трубой. На прототипе она проходит сквозь кабину вдоль правой передней стойки и торчит из крыши – видимо, так своеобразно был организован обогрев салона. Жаль, что мастерская то ли упустила из виду данный момент, то ли решила не заморачиваться.

Золотые ручки

Боковинам транспортёра недостаёт рёбер жёсткости, а ещё на них можно было продублировать гаражный номер (судя по фото, это было характерно для Москвы). Плюс на двери не помешала бы эмблема автобазы, а на лопату и транспортёр стоило нанести предупреждающие надписи, типа "ПОД СТРЕЛОЙ НЕ СТОЯТЬ! ОПАСНО!"
Не исключено, что всё вместе выглядело бы аляповато. С другой стороны, на реальных машинах именно так и было.

Золотые ручки

Теперь про окраску. Есть ощущение, что синий цвет на модели – слишком весёленький. Думаю, в действительности оттенок был скорее серо-синий, как на показанном выше снимке с ГАЗ-93Б. На нём же видно, что в красный окрашивалась не вся боковая облицовка лопаты, а лишь её передняя часть.
И ещё один момент. На двух из трёх найденных мной цветных архивных фото С-4 (все они были сделаны в Москве) колёсные диски окрашены в красный цвет. На третьем – видно плохо, но очень похоже, что тоже. Ошибка? Увы, да.

Золотые ручки

Очень реалистичная деталь – деревянный брусок на упоре транспортёра. На модели со следами эксплуатации я бы ещё подвесил в этом месте старую покрышку – шофёры часто использовали её в качестве буфера, чтобы избежать повреждений от наезда пятящегося задом самосвала.
Кстати, на современных лаповых погрузчиках вылет стрелы специально делают побольше, чтобы грузовик мог ехать за ним передом, и его водителю было проще отслеживать дистанцию.
Было бы здорово и модель погрузчика отснять в паре с моделью самосвала. У меня, помнится, даже есть подходящий вариант: ЗИЛ-ММЗ-555 в зимнем исполнении. Но он запрятан глубоко на антресолях и к тому же стоит на диораме, так что я не уверен, что его оттуда вообще получится оторвать.

Золотые ручки

Что в итоге? Приятная, аккуратно собранная модель, у которой несомненно есть харизма. Образ прототипа передаёт отлично, пропорции не искажены, в размеры попадает. Не без недостатков, но у какой модели их нет? В целом я доволен. Ребятам из UMI желаю удачи и творческих успехов, а за новые работы мастерской однозначно буду голосовать рублём.

Золотые ручки
Площадка готовой продукции мастерской UMI. Какой-то из них – возможно, мой.

Ах да, чуть не забыл. Всех, кто дочитал до этого места, ждёт сюрприз. Мне тоже очень нравится традиция коллеги Золотые ручки ukko_lintunen выкладывать в конце поста фотку прототипа модели с девушкой, и я решил её поддержать. Пришлось основательно порыться в сети, но искомое всё-таки нашлось, причём особ женского пола целых шесть, на любой вкус! Наслаждайтесь! )))

Золотые ручки
Красная площадь до 1964 года была открыта для движения транспорта (видна проезжающая на заднем плане "Волга").
Автор: Владимир Степанов. Источник: a-dedushkin.livejournal.com.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://jenna-kristiana.livejournal.com/133686.html И, действительно, тут же набежали тролли - то ли специально выведенные обладатели искусственного интеллекта инстинкта, то ли обладатели естественных неудержимых позывов к дефекации содержания мозга в сеть. Какую у ...
Ну и завершить сегодняшний день десантника и храброго мальчишки из Питера хочу вот этой фотографией. В 2010 году Григорий Рудко, живущий теперь в Сан-Франциско , высыпал пищевой краситель в фонтан на Манежке, чтобы сделать праздник десантников цветным, веселым. Так получилась ...
Многие бежавшие в Польшу украинки рассказывают сми, что они в шоке от польских законов. Самой большой проблемой в Польше для женщин являются аборты. В отличие от России, Украины и большинства европейских стран в Польше права на аборт у женщин нету вообще. И хотя в остальном Польша ...
Этот чудесный ежик гулял рядом с нашим домом на даче. Природа, это чудесно. ...
Римлянцы, а почему мы ничего не помним ? Мы рассуждаем об Аркаиме, о евразийстве и Чингиз-хане, о Третьем Риме и следовательно о Первом и Втором. Но почему мы ничего не помним о том что произошло с нами и происходило на глазах у всех. Вот например, ...