Значение случайностей и человеческих ошибок в нестройной теории заговора
denokan — 23.10.2014 Ну что же, страсти потихоньку улеглись. Мне кажется, что адекватных людей, понимающих, что данное событие, катастрофа Фалькона, является ничем иным, как трагическим стечением ошибок и обстоятельств превышает количество любителей теорий заговора.Как всегда, как только что-то происходит в авиации, в обывателях просыпается куча "специалистов" и "экспертов". Произошло это и на сей раз. Я был обучен тому, что в "тумане пилотам освещают полосы прожекторы и все прекрасно видо", а еще, оказывается, "на ВПП специальные огни включают и никаких проблем нет".
Затронули тему "предчувствий", учет которых является важным при принятии решения на вылет, а в новостях Господин Жир-кий потребовал запретить ночные полеты, хотя я бы на его месте потребовал бы запретить ночь и туман.
Однозначно!
Некоторые сделали серьезное лицо, обосновав сие физиогномическое выражение тем, что "таких случаев не было, все выглядит оччччень подозрительным".
Вот об этом и поговорим.
Подобных случаев в гражданской авиации была масса!
Несанкционированные занятия ВПП, ошибочные решения (неверный выбор ВПП, отсутствие правильного доклада об освобождении или занятии ВПП и проч) являются одной из насущных проблем по сей день. Интенсивность авиаперевозок растет, нагрузка на персонал (как летныый, так и наземный) огромная, и это нет-нет, но дает сбой.
Однако, чаще всего обходится. О некоторых событиях узнают журналисты и, поперчив своим непрофессионализмом, подают их в качестве жареной сенсации.
А некоторые заканчиваются трагедиями.
27 марта 1977 год. Тенерифе. Аэропорт Лос-Родеос.
В условиях густого тумана и давления времени (у экипажа В747 KLM выходило рабочее время), не разобрав слова диспетчера, Капитан принимает решение на взлет. В результате на скорости 250 км/ч самолет таранит такой же огромный В747, который не успел освободить ВПП.
Эта катастрофа по сей день является крупнейшей за всю историю мировой гражданской авиации. Из-за череды человеческих ошибок в условиях влияния внешних факторов погибли 583 человека...
4 августа 1982 года. Сухуми.
Абсолютно ясный солнечный день. Взлетающий Ту-134 таранит выехавший на ВПП небольшой самолет Л410. Погибли 11 человек - 2 пилота Л410 и все его пассажиры. Экипажу Ту-134 и его пассажирам повезло остаться живыми.
Причины, как обычно, в человеческом факторе. Один что-то не то сказал, другой влез в эфир, первый принял слова, сказанные другому на свой адрес. И никто не проконтролировал.
11 октября 1984 год. Омск.
Раннее-ранне утро. Еше темно. Не очень хорошя погода - дождь, низкая облачность, видимость 3 км.
На полосе работала... спецтехника. Три машины. Без включенных огней.
Перед посадкой экипаж замечает что-то подозрительное на ВПП , но не придает этому значения.
После пролёта БПРМ фары были снова включены и командир заметил на ВПП нечеткие очертания каких-то предметов; спросив: «Что там на полосе?», он получил ответ от штурмана: «Да, отсвечивает что-то». Все три автомашины, работавшие на ВПП, не были оборудованы проблесковыми маяками и радиостанциями для прослушивания эфира.
Через секунду после посадки становится ясно - полоса занята! Но было уже поздно. Погибли 179 человек. 21 ребенок.
Экипаж выжил. Говорят, КВС бегал по полю с пистолетом, но скорее всего это из разряда баек.
Катастрофа произошла по вине авиадиспетчера стартового диспетчерского пункта, заснувшего на рабочем месте. Разрешив выезд машин на полосу, он не включил световое табло «ВПП занята».
20 сентября 2006г. Бишкек, Киргизия. Аэропорт Манас.
Ночь. Самолет ВВС США "Геркулес" совершил посадку, но, освободив ВПП, остановился, чтобы уточнить указания по рулению. Его смущает инструкция, полученная от диспетчера - рулить по рулежке, которая согласно предупреждений NOTAM используется только днем. При этом самолет остановился так, что хвостовая часть самолета осталась на ВПП - экипаж получил указание остановиться перед РД Гольф, но повторил указание как "остановиться перед РД Альфа". Диспетчер не обратил внимания на то, что экипаж неверно подтвердил инструкцию.
В это время получает разрешени на взлет самолет Ту-154. На разбеге он задевает правым крылом хвост "Геркулеса", часть крыла (почти два метра) отламывается, а на Геркулесе возникает пожар. Экипаж Ту-154 сумел продолжить взлет, и, развернувшись, выполнить успешную посадку на этом же аэродроме.
15 января 2009 года. Махачкала
Туман. Темное время суток. (Как много совпадений - скажут конспирологи!)
Военно-транспортный самолет Ил-76 ожидает разрешения занять ВПП. Однако, он уже пересек линию предварительного старта, оказавшись близко к боковой границе ВПП, но не доложил об этом диспетчеру. Эти несколько метров оказались критическими для всего экипажа этого самолета...
На посадку заходит другой такой же Ил-76. Заходит неровно, откровенно нестабилизировано и после посадке уклоняется от осевой ВПП и выкатывается влево, продолжая движение и задевает крылом кабину первого самолета...
.
Если бы первый самолет не пересек линию предварительного старта, или доложил бы об этом, или если бы пересек и не доложил, но экипаж второго самолета выполнил бы уход на второй круг из-за не очень чистого захода на посадку (нестабилизированный заход), возможно, четыре человека были бы живы...
Из недавнего, нашумевшего.
7 июля 2014 год. Барселона.
Б767 российской авиакомпании "Ютэйр" ушел на второй круг с малой высоты по причине того, что на ВПП без разрешения выехал самолет аргентинской авиакомпании.
Так же, история знает большое число случаев, когда экипажи путали ВПП, или принимали рулежную дорожку за ВПП и взлетали с нее..
25 февраля 2010 года. Осло.
Самолет российской авиакомпании выполнил взлет с рулежной дорожки, ошибочно приняв ее за ВПП. У КВС к этому времени накопилась значительная усталость благодаря интенсивности графика работы... Слава Богу, все обошлось.
Было достаточно случаев, когда экипажи выполняли посадку не на ту ВПП, в том числе и на рулежную дорожку, расположенную рядом с ВПП. Причем в хорошую погоду.
Были случаи, когда экипажи выполняли посадку... не на том аэродроме. Например ссылка
В мире много аэропортов, расположенных поблизости, имеющих схожие по направлению ВПП. И пилоты нет-нет да путают их.
Что это все?
Заговор?
Однозначно (с)!
А если серьезно - все мы люди, все мы ошибаемся. Просто если ошибается домохозяйка, пережарив котлету по своей невнимательности, для СМИ это остается незамеченным. Разве что соседи сверху постучат, да муж расстроится.
А цена ошибки людей, задействованных в таких сложных технологических сферах как авиация - очень высока... Очень много процедур придумано, очень много систем разработано, чтобы вероятность подобной ошибки снизить.
А ошибки все равно случаются.
И гибнут люди. Я гоню от себя другую картину - ведь на месте этого маленького самолетика с таким же "успехом" мог оказаться и В747...
А ведь самолетику не хватило каких-то нескольких метров. Ведь по имеющейся информации он задел машину уже взлетев (возможно, отмечу, что и нет - это покажет расследование)...
Представляете - не хватило метра! Доли секунды! Будь самолет чуть легче, используй пилот бОльшее отклонение закрылков, подуй порыв встречного ветра - и все бы обошлось.
Точно так же не хватило доли секунды, чтобы в огромном небе, на пересекающихся курсах разойтись двум лайнерам над Боденским озером... Оба самолета летят со скоростью более 200 м/с, длина какждого - около 50 метров. Вероятность столкновения была немыслимо низкой - даже специально столкнуться на пересекающихся курсах, летя с такими скоростями - очень, очень, очень сложно! 52 ребенка, из которых многие были победителями различных олимпиад никогда не смогут проявить свои таланты...
Случайность, рок - вот только так можно назвать еще один (нематериалистический) фактор подобных событий.
Заинтересовались? Еще одна запись по схожей теме!
Летайте безопасно!..
|
</> |