Злорадство и российская культура
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
(по результатам обсуждения у И-П)
Вот евреи и иранская оппозиция в Торонто отмечают гибель президента Раиси. Интересно, что в России я не помню таких народных гуляний по поводу смерти даже такого однозначно ненавидимого после Беслана человека, как Шамиль Басаев.
Может такие гуляния вообще нехарактерны? Ну, в 2006, когда весь Иркутск митинговал и вообще «стоял на ушах» по поводу проекта нефтепровода по берегу Байкала а потом Путин его перенес на другой маршрут, было нечто подобное (с поправкой на более сдержанный северный менталитет), помню кричали «ура» и обнимались с незнакомыми, была общая радость и общая победа.
Но вот праздновать смерть врага в России традиционно считается дикостью. Почему?
Помните крылатую фразу из «В бой идут одни старики»? «Развалинами Рейхстага удовлетворен». Не «обрадован», нет, невозможно радоваться убийствам и разрушениям, — «удовлетворен».
У человека бывают другие положительные эмоции кроме радости, то же удовольствие например. Радость объединяет, ее цель — счастье. «Обрадовался встрече с другом», радость экспансивна. Чего ж радоваться тому, что разделяет?
Здесь вопрос границ «своего», если брать Россию, в одной песне
хорошо было написано: "У России нет никаких границ, у
России есть только горизонт!"
Если есть "свои" и "чужие", и чужим никогда не стать своими — тогда
да, радость от гибели чужих объединяет своих. А вот если
цель, чтоб сегодняшние чужие в будущем стали своими... все
меняется.
Замкнутые и направленные на экспансию культуры по-разному устроены, даже война в экспансионистко-имперской культуре это не только устранение угрозы, но и попытка договориться, пусть и с применением силовых аргументов.
А для договоров злорадство и прочие оскорбления противопоказаны.
|
</> |