ЗЛО ПРОТИВ ЗЛА
Александр Ларин — 23.05.2011
Из двух зол я выбираю более цивилизованное.
Хотелось бы, конечно, совсем иной ситуации, когда хоть с одной стороны нормальное Добро функционирует. Но это, видно, только в кассовых искусствах присутствует, такая понятная борьба противоположностей, что и без напряга всё ясно: кто злодей, а кто хороший… А в нашей жизни всё куда путанней.
Глядишь частенько на какой-нибудь конфликт, схватку, любое противостояние – хоть мелкое, хоть всеохватное, – а за кого болеть и не знаешь, очень уж фигуранты какие-то сомнительные.
Бывает, в первом порыве за кого-то и вступишься, страстно поддержишь, особенно если сторона потерпевшая, а потом вдруг выясняется: ба! да пострадавший-то этот тоже, оказывается, жук неслабый, правильно про него Зло по телевизору говорило.
Сам всё спровоцировал, раздразнил, против себя нацелил – а теперь, видите ли, жалуется…
Да он то же самое с другими проделывал, по тем же злым технологиям; у него и жертвы свои имеются – ну, а теперь ему через это же Зло воздалось… – А он как думал!?
Да он, оказывается, из той же негласной клановой шайки: чего-то там недоплатил, кого-то там подставил, ну вот его и наказали… - а ты из-за него ругался, расстраивался…
Кто в такой конфликтной ситуации для нас милее? – врун при чине и с мигалкой или врун свободомыслящий? рвач верноподанный или непатриотичный? гнус-истец или гнус-ответчик?.. – на это, очевидно, только древнееврейский царь Соломон смог бы ответить.
Вот такие у нас схватки чаще всего разворачиваются: лгун против лгуна, интриган против интригана, мошенник против мошенника, а то и всё вперемешку: махинаторы кроют нарушителей свобод, растлители пропечатывают казнокрадов и т.д и т.п. В общем, не соскучишься.
Ну, и предметы битв, как правило, соответствующие. Нет бы схлестнуться из-за чего-то высокого, социально полезного: на благо истине, всему обществу; да хотя бы просто из-за бабы красивой – и то дело. А тут в основном презренная корысть: деньги, собственность, власть, что, как известно, те же деньги…
Короче, Зло против Зла ополчается - только, может, степени у них разные, и амплуа расходятся – вот и весь их антагонизм кричащий! Тут уж точно задумаешься – с кем твоя гражданская совесть, когда везде одна и та же недобрая субстанция?
Ну а Добро в этой конфликтной зоне, похоже, вообще работать не желает – засело где-то по углам и кельям и не высовывается. То ли по природе своей неагрессивной от этого дела уходит, то ли силенок для боев не хватает... Куда ему с такими скудными ресурсами на само Зло наезжать - без капиталов, без эфира, без своих тучных лоббистов?! Враз, беднягу, замочат, если будет в одиночку, без того же Зла, орудовать.
Помнится, более полувека назад, еще при соцреализме, с конфликтами тоже что-то неладное творилось. Зло (так оно во всяком случае называлось) куда-то тогда в нашей литературе всё попряталось, поэтому Добру была дана установка: чтобы с самим собой тягаться, но только - с еще более добрым. То есть, вроде как конфликт хорошего с лучшим…
А теперь, значит, вона как получается: теперь, значит, уже Злу приходится в основном с таким же цапаться; а ты, выходит, еще должен определять, кто из них злее.
Можно, конечно, и ничего не определять, вообще от всех этих недобрых действующих сил дистанцироваться – но тогда уж и от всей нашей жизни придется закрыться. Тогда тебе, с твоим чистым Добром, даже пивка попить будет не с кем, в такую канешь плотную общественную изоляцию.
Поэтому надо все-таки, как и в Уголовном кодексе, грамотно различать: какое Зло похуже, какое посветлее, не такое отъявленное…
И действительно, есть все-таки разница: кинут тебя по-черному или согласно рыночному законодательству? Выпрут с позором, унижением или с соблюдением всех формальностей, в целях оптимизации? Шлепнут, как в тире, или же официально, по-тихому сведут на нет в ходе крупномасштабного реформирования; например, заморозят в связи с неуплатой?..
Отсюда, понятно, и наши симпатии.
Ворюгу, вслед за Поэтом, предпочитаешь кровопийце.
Кровопийцу воспитанного, умеренного – дикому, злостному.
Подлеца-спонсора – подлецу-жлобу.
А тонкого лицемера – оголтелому пропагандисту.
Все-таки, надо признать, и среди злодеев есть люди полезные; и среди нехристей попадаются душевные; и у тускляков есть свои звезды… Вот сюда, видно, и надо склоняться. Их и поддерживать.
Пусть это и будет как бы наше Добро.