ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ

топ 100 блогов suzemka07.02.2017 ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ


Латорицу я не переходил, это точно: от вокзала, если правильно помню, двинул налево, через канал попал на Берегiвську и по ней направился вниз, к выходу из города. Так что, Латорицы я не видел, да и знаменитого зáмка не приметил.

Поезд пришёл, когда уже стемнело. Автобусы если и ходили, то по каким-то неведомым мне расписаниям. К тому ж, я не знал, сколько мог стоить автобус, а по карте получалось, что пройти надо всего около тридцати километров. Я и пошёл. К тому же, никто не отменял автостопа. Ну, я так почему-то подумал, что никто его не отменял. А вышло по-другому.






Первый «жигулёнок» остановился довольно быстро: только-только показался щит с указанием километража до Нижнего Коропца. Водитель, высунувшись в пассажирское стекло, спросил:

- Тобі куди, хлопчик?
- В Beregszász, - ответил я.

Он решительно распахнул дверцу и показал на сиденье:

- Сідай!
- Спасибо, - ответил я. - Только у меня денег нету.
- Нема? - переспросил хозяин «жигулёнка», глядя на меня крайне недоверчиво.
- Нема.

Он вздохнул:

- Ну, якщо нема, то не сідай...

Я пожал плечами и двинулся дальше. Метров через десять догнавший меня «жигуль» опять остановился и водитель снова высунулся в окошко:

- Слухай, хлопче, а ти що, через Іванівку йти зібрався?
- Через какую Ивановку? - поинтересовался я.
- Як - через яку? Через ту, що за Гатью!
- Не знаю... А что такого? - спросил я.
- Ну що за дурні москалі бувають... - озадаченно пробормотал водитель сам себе.

А я снова спросил:

- А что там, в той Ивановке?
- В Іванівці? - он осмотрел меня с головы до ног. - Мадяри там дуже злі. Не пройдеш...
- Так если там злые мадьяры, может, подвезёте? - сказал я.

Он подумал и снова оглядел меня сверху донизу:

- Без грошей?
- Без грошей, - кивнул я.

Он опять подумал и замотал головой:

 - Ні! Без грошей - не можна! Але як ти з тими мадярами через Іванівку пройдеш?.. Дуже мені цікаво... Бережи себе, хлопчик!




ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ


«Жигуль» уехал, а я пошёл дальше. Примерно через километр остановилась ещё одна легковушка и дядька, сидевший в ней, спросил через окошко:

- В Коропець?
- Не.
- Може, в Гать?
- Не.
- А куди?
- В Beregszász, - ответил я.
- Ось и я в Beregszász, - сказал дядька и широким жестом пригласил садиться.
- Денег нет, - улыбнулся я.

Он наклонил голову и недоверчиво спросил:

- Грошей нема, а підеш через Іванівку? Вночі?! З глузду з'їхав?
- Так а что там, в Ивановке? - пристал я.

Дядька лениво откинулся на сиденье и произнёс:

- Дуже злі мадяри в Іванівці! Може, й добре, що грошей в тебе нема... А може, й погано... Хіба хтось знає, кого мадяри першим вб'ють - у кого є гроші, чи в кого нема...

И уехал... Я вытащил из кармана карту. До Гати было ещё далеко. «Может, пока дойду, злые мадьяры уже уснут? - подумалось мне. - Не век же им меня караулить!»

Ещё четыре машины останавливались и стандартный диалог «денег нет – Ивановка – злые мадьяры – дурной москаль» заканчивался тем, что остановившиеся улетали вдаль и таяли в темноте, а я продолжал идти.

Когда за спиной послышался рёв ЗиЛа-157, я даже не обернулся, но «Захар» всё равно затормозил, а сержант, сидевший на пассажирском сиденье, спросил:

- Зёма, ты нормальный – ночью через мадьяр по Ивановке идти? Залезай, подкинем!

Я забрался в кузов. Смена ракетчиков ехала из гарнизона на точку.

- Давай с нами, - сказали пацаны. - Мы без офицера, у нас переночуешь, потом дальше пойдёшь.
- А вы не через Ивановку?
- Не! Нам сворачивать на Чикош-Гаронду и потом – в лес.
- Мужики! - воодушевился я. - Ну, хоть вы мне объясните, что за беда такая с Ивановкой? Ни у кого ничего добиться не могу!




ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ


Бойцы переглянулись, потом один неохотно сказал:

- А что непонятного... Очень злые мадьяры в Ивановке. Тут и говорить нечего.
- А подробней? - попросил я.
- Так куда ж подробней?! - удивились бойцы. - Есть мадьяры. Они злые. И их – полная Ивановка. Вот и всё! У нас переночуй, целей будешь.

Предложение было правильное. Я в любом случае хотел быть «целей». Ну, может, не сильно целей, чем был, однако предпочитал остаться хотя бы на том же уровне. Вот только переночевать «на точке» не складывалось: в городе Beregszász мне нужно было оказаться до рассвета.

Бойцы высадили меня на повороте и «сто пятьдесят седьмой» урча покатился на Чикош-Гаронду, а я пошёл дальше, размышляя о том, во сколько у «злых мадьяр» Ивановки всё же принято укладываться спать или, хотя бы, отползать пить паленку.

Я шёл и думал: вот я, к примеру, сам мадьяр и живу в Ивановке... Кстати, а почему в Ивановке?! С какого это перепугу мне, мадьяру, и вообще – нам, мадьярам – положено жить в Ивановке? Вот с чего?!

Я даже начал злиться. Понятно, что называйся деревня как-нибудь поприличней... ну, хотя бы, Секешфехервар или Экёритофюльпёш, может, мадьяры б там и не были такими злыми. Может, вообще б добрыми были. А то – Ивановка!




ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ


...Когда остановился очередной «жигуль», я уже не вступал в разговор, а на предложение садиться сразу телеграфным образом отчеканил:

- Beregszász. Денег нет. Про злых мадьяр знаю.
- Які гроші?!! - нервно сказал водитель, продолжая держать дверь открытой. - Які, кажу, гроші?! Іванівка ж! Сідай!

Я сел, а он, вцепившись в руль обеими руками и вытянув шею к лобовому стеклу, сразу сорвался с места. Во мне бурлило чувство благодарности. Оно, это чувство, для меня довольно редкое. На ровном месте спровоцировать его во мне практически невозможно. Ну, разве что, сильно запугать. В общем, сам толком не понимаю, откуда это чувство в тот раз на меня свалилось, но после «злых мадьяр» мне захотелось сказать водителю что-то приятное.

- Хорошая у вас машина, - сказал я, стараясь выпутать ногу из проржавевшей в полу дырки. - Главное дело, почти новая, я смотрю...
- Мовчи, - сквозь зубы отрывисто буркнул водитель. -  Потім, усе потім...
- Ну потом, так потом, - согласился я.

Из-за поворота в свете фар выплыл знак «Ивановка». И тут драйвер, вместо того, чтоб сбросить скорость до шестидесяти, резко, до упора, нажал педаль газа.

- Населённый же пункт... - неуверенно напомнил я.
- Населений? - просипел водитель. - Ти що! Там нікого немає! Там тiльки злi мадяри!

...«Жигулёнок», трясясь как в лихоманке, летел через Ивановку. Скорость была большой, но кое-что я всё же рассмотрел. По обеим сторонам дороги, за плетнями, стояли совсем не венгерские, а обычные расписные украинские «хатынки», над плетнями нависали вишни, торчали тополя. Кое-где горели костры и возле них сидели люди.

Но главным было не это. Главным было то, что возле каждой или почти возле каждой хаты, сложив на груди могучие руки, стояли мрачные мужчины, одинаково одетые в расшитые меховые безрукавки. Исподлобья сверкали глаза, ветер шевелил перья на шляпах, свисали вниз длинные усы. Поворотом головы они провожали машину взглядами, будто передавая нас от одного к другому. Они стояли неподвижные как пни и страшные как боевые запорожцы. Если я правильно представляю, как выглядит боевой запорожец.




ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ


Миклоши, Иштваны, Шандоры и разные там Ференци с Дьердями. Под чёрным тополем с боевыми топорами (как мне показалось) притулились два каких-то Гьёрджи. Хотя, может, и Джерджели – откуда мне знать?! А когда мы уже на выезде проскакивали перечеркнутый знак «Ивановка», откуда-то метнулся через дорогу ещё и Гжэгош.

Машина снова выскочила на трассу и метров через сто водитель, сбросив скорость, вытер лоб, сказав:

- О то ж... А ти кажеш – грошi!..

И, посмотрев на меня, вдруг спросил:

- А що? В тебе насправді грошей немає?..

Я не ответил, лихорадочно соображая, откуда в последний момент нарисовался Гжэгош, который перебежал дорогу. «С чего Гжэгош?! Почему Гжэгош?! Откуда там взяться Гжэгошу, если все Гжэгоши –  поляки, а не мадьяры!»

В конце концов я решил, что это был никакой не Гжэгош, а, скажем, Габор и быстро успокоился...




***


...Барышня очень удивилась, когда я позвонил в дверь около четырёх часов утра. Её мама быстро меня накормила, а потом развела нас по разным комнатам, чтоб я не посягал на честь. А мы не стали сообщать, что вопрос с посягательствами давно решён к обоюдному удовольствию. Тем более, после Ивановки, меня вообще ничего, кроме сна и стакана водки, не интересовало.

Утром мы отправились в город гулять и знакомиться с Танькиными друзьями и одноклассниками. Народ на улицах говорил по-русски, по-украински, местами – по-гуцульски и, разумеется, по-венгерски.




ЗЛЫЕ МАДЬЯРЫ ИВАНОВКИ


- Узнай у своих про злых мадьяр, - попросил я Татьяну.

Мы пили кофе втроём: я, она и её подружка Оля. Про Олю мне объяснили, что её отец – гуцул-адвокат, а мама – полувенгерка-получешка. При таких раскладах выяснить, кто по национальности сама Оля, вообще не представлялось возможном. Но по-венгерски она говорила не хуже, чем по-гуцульски, а по-украински не хуже, чем по-русски.

- Ты про Ивановку? - догадалась дочь гуцула-адвоката и мамы-полувенгерки.

Я кивнул. Она повернулась к улице и с пол-минуты кого-то высматривала. Потом крикнула: «Иштван!» и замахала рукой. К ограде кафе подъехал мотоцикл.

- Иштван! - сказала Оля. - У тебя в Ивановке есть кто-нибудь?
- Только дядя Лазло, - ответил мотоциклист.
- А ты можешь объяснить человеку (она кивнула в мою сторону), кто живёт в той Ивановке?

Иштван посмотрел на меня, на Олю, на Таньку и покраснел.

- Там очень злые мадьяры, - тихо сказал он с лёгким венгерским акцентом. - Очень. Почти как дядя Лазло и даже хуже...




***


...Не так много в моей жизни загадок, которые так и остались неразгаданными. И мне жаль, что я никогда ничего больше не узнаю о жителях Ивановки. К тому же, и называется она теперь по-другому – Яноши. А с такими радикальными переименованиями, знаете ли, совсем не исключено, что и некоторые мадьяры в Яношах могли подобреть. А, может, даже и все подобрели.

Кроме дяди Лазло, конечно...



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
03.02.2017 МИЧУРИНЦЫ
Архив записей в блогах:
У меня есть старинный приятель. Очень красивый мужчина, любимец женщин, детей и собак. Он уже не юн (43 года). Насколько я знаю, в молодости имел многочисленные бурные и не очень романы. Шесть лет назад он женился. В браке появился сын. И еще один сын - ...
Мочишь тряпочку, и надеваешь на ...
Как сообщила газета «Известия» в материале Антона Лаврова и Романа Крецула «Истребительский спрос: ВКС получат новейшие ракеты по рекордному контракту. Высокоточные Р-77-1 для воздушного боя на средней дистанции обойдутся в 65 млрд рублей», Министерство обороны России заказало ...
В Антарктике не так много рукотворных туристических объектов, так что большинство экспедиций заходят в одни и те же места по очереди. Одной из таких точек является Порт Локрой, где раньше находилась полярная база Великобритании. С 1940х до 1960х тут жили и работали английские учёные. ...
Президент США снова «забанил» Кубу. Мол, эмбарго будет сохранено, туризм из США на Кубу будет запрещен, но круизные лайнеры американских компаний будут заходить в кубинские порты и посольство США на Кубе продолжит работу. «Кубинский разворот» Трампа нельзя назвать неожиданным. О ...