"Злая, злая, нехорошая змея..." (с)

топ 100 блогов inesacipa30.06.2011

Я не люблю прекрасных погод, ясные жаркие дни мне с детства омерзительны. Это чувство росло и ширилось с 70-х по 80-е. Родители 10 лет подряд таскали меня в Крым, в одно и то же место под названием "поселок Рыбачий". Не знаю, что с этим местечком сейчас (и знать не хочу). Проживание в кемпинге, в одной палатке с родителями в течение 20 с лишним дней, необходимость вялиться вместе с ними на пляже или уныло бродить под крымским солнцем по галечной сыпухе было самым скучным занятием на свете.

Моя покойная маменька называла это ежегодное паломничество к шеренге синезеленых, точно водоросли, кемпинговых сортиров, покосившемуся причалу и пространству три на два метра между чьими-то румяными боками и жопами - "путешествиями". Что ж, это нормально для деревенской девушки из небогатой семьи, для которой выход за калитку уже являлся путешествием. Из "путешествий" она привозила кучу вдохновенных (по большей части ложных) воспоминаний - так плохонький рыбак разводит руки, описывая добычу, и не остановит полета конечностей, даже если рядом сидит свидетель того, как он загарпунил свою... плотву. Более того - именно к свидетелю враль и обращается с требованием подтверждения: правда же, все так и было, правда-правда?

Неправда.

С тех пор-то я и не люблю "пляжного" отдыха. А также фраз типа "Прекрасный день сегодня, идемте на пляж!"

Так же плохо я отношусь к ложным воспоминаниям, которые легко узнаю по истеричности и заполошности рассказа. В том числе и в литературном варианте. Маман, хлопающая крылами, будто курица, вся в упоении от вранья о своих "путешествиях", вспомнилась сразу же, как только по служебной надобности открыла я очередное произведение Дины Рубиной.

Все опусы этого автора богаты приметами местечкового шестидесятнического писательства: препошлейшие, кое-как сляпанные "сужеты пра страсти", растворившиеся, точно аспартам в чае, в отступлениях про восточные базары, голодное детство и заграничные командировки. Не люблю я женской прозы такого рода, этакого "ДБД олдскул". Духовка старой школы, с богатым словарным запасом и непомерной амбицией писать романы - хотя для написания романа надо иметь чуть больше, чем обширный лексикон. Нужно иметь идею. И сюжет. А с идеями-сюжетами у Рубиной плоховато.

Вместо сюжетного повествования и композиции - говорок, захлебывающийся, сыплющий эпитетами, точно старые обои клопами, затянутые описания мест и местечек, где доводилось бывать, страстное копание в деталях, детальках и деталюшечках, бесконечные истории про любую вещь, попавшую в руки герою или героине... И точно такое же отношение к персонажам - музейно-витринное. Чем раскрывать натуру ГГ через действия и поступки, автор предпочитает долго и нудно излагать, кто у персонажа мама, кто папа, откуда родом, с кем девственность утратил и какую финтифлюшечку с собой по жизни таскает, дабы вспоминать про то, как бабуленька ихняя в голодном Ленинграде померли.

Персонажи все на один ранжир - тяжелые истерики с детской психотравмой. Невротики, неукротимо приближающиеся к психотикам. Понятно, что так называемые яркие натуры зачастую хранят в памяти много всяческого дерьма, от которого не удалось избавиться, оттого и идет их жизнь страшенными зигзагами с непомерными заносами. И все-таки невротики - они тоже разные. Как и нормальные люди. А у Рубиной подмени одно ГГ другим - и по большей части встанет как влитое. Если, конечно, брать персонажей на одной стадии созревания.

Готовенькие психотики, по которым клизма с галоперидолом плачет: безумная теткокукла из "Синдрома Петрушки", легко входящая в пазы безумной же циркачки из "Почерка Леонардо" - обе в параллельных измерениях перелистывают Книгу Судеб, видят, как их родные и близкие, четко печатая шаг, направляются в жопу, но изменить ничего не в силах, а потому чудят, очаровывая всех вокруг поистине астральной силой своего обаяния. И непременно крутится рядом пара-тройка безумно влюбленных, всегда готовых принять-обогреть-приютить-ботиночки облобызать. "Царица! Ручку, ручку позвольте!" (с)

Влюбленные в иськюйство художнеги из того же "Синдрома Петрушки", равно как и из "На солнечной стороне улицы", "Ангела конвойного" и "Белой голубки Кордовы" все такие художнеги... ну совершенно одинаковые. Раз за разом вам скармливают одно и то же унылое клише: тайный хэний с детской травмой, а посему с надломом в душе и надрывом в анусе голосе. Вспоминаю читанных в свое время Кима или Тендрякова, тоже писавших о родной шестидесятнической тусовке мазил - и поражаюсь: насколько, однако, деградировало то, что в русской литературе принято считать реализмом. Ким и Тендряков видели и описывали разницу "художественных натур" не напрягаясь. Рубина не видит разницы вообще.

Зато она обожает гениев и психов. И плодит их в непомерных количествах, переходя от размашистых, в пять штрихов нарисованных апоплексических апокалиптических конфликтов к меленькому дрипу воспоминаний о каких-то улочках, пирожках, курях, тополях, дувалах и дастарханах. Удобно! Быренько набросал картину: очередной псих бьет очередному гению морду, как в бубен - и к родимым дастарханам, кашрутам, халялям. С поименным перечислением всех кухарей и кухарок, с подробнейшим изложением того, чем пирожки тети Фиры отличались от пирожков тети Ривы. Попробуй скажи: персонажи, мол, не прописаны и концепция недопеченная - мигом получишь в морду очередным тщательно накрытым столом. Попробуй вырази недовольство нуднейшей каталогизацией бытовых деталей - перекинется бытописатель через себя, грянется оземь и оборотится ваятелем эпических сцен холокостейшего из холокостов, борьбы диссидентов с режимом, исхода евреев из Страны-уже-не-советов и прочих политически-библейских "цыганочек с выходом". Словно старая дева аккуратно уложенное приданое демонстрирует: эвона какие вышивки, прошвочки, мережки и гладь! Теперь уж таких не делают!

Ну да, не делают. А заодно и не носят. Потому что устарело и нафталином провоняло. Нафталином под названием "ДБД олдскул".

Читаешь эту женскую прозу, читаешь - и спрашиваешь себя: на что я трачу свое время? Меня что, интересует, какая еврейка в послевоенном Ташкенте вкуснее стряпала? Где роман-то, епт? Что, вот эта пара истерик, один половой акт и три приема у психиатра и есть роман? Тогда где сюжет? Где общая мысль? Что за гора трухи, в недрах которой кроются давным-давно надоевшие клише, в очередной раз изображает из себя монументальную литературную форму?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
«Россия запретила экспорт зерна с 15 марта». «Москва временно не будет экспортировать пшеницу. От этого во многих странах обострятся проблемы со снабжением. Организация Объединенных Наций (ООН) опасается катастрофического сценария». «Запрет России на экспорт зерна обеспокоил ...
Интервью, данное Гордону. ua незадолго до поступления сообщений о предательстве Украины . Несколько дней началась реализация очередного этапа путинского плана под названием «тлеющий торфяник» (1). Стратегическая цель остается неизменной – либо Украина становится путинской ...
отсюда Вакцинаторам не терпится взяться за наших детей. Во всем мире этот процесс идет с обострением, как будто ему дан старт каким-то главным наднациональным детоненавистником-детоубийцей. Все чиновники от медицины повсюду одновременно резко завопили о необходимости обязательной ...
Давно пора дополнить кое-что по этой известной фотографии, знакомой каждому, кто жил в СССР и умел читать. Это самая знаменитая фотография советского времени о войне во Вьетнаме. Варварская бомбардировка напалмом американскими самолетами мирных жителей мирной деревни, включая детей. ...
...