Зинаида Серебрякова «Катя в голубом у ёлки», 1922 год
mary_hr5 — 29.12.2022
На этой картине мы видим девочку в красивом карнавальном
костюме, сидящую у наряженной ёлки. Портрет просто дышит
праздником, весельем и предновогодним настроением. Однако на самом
деле это был тяжёлый переломный период не только в жизни художницы,
но и всей страны.
Картину написала Зинаида Серебрякова, которая очень любила
воплощать на холсте своих детей. Не стала исключением и её работа
под названием «Катя в голубом у ёлки», где изображена младшая дочь
художницы — Екатерина.
Яркая и позитивная картина создана в сложный
послереволюционный период, когда в стране царила разруха, голод и
нищета. Семья Серебряковых лишилась своего имения Нескучное,
расположенного на границе бывших Курской и Харьковской губерний — в
1919 году оно было сожжено и разграблено.
В 1920 году от сыпного типа умер муж художницы Борис
Серебряков. Она осталась одна с четырьмя детьми на руках. Весной
1921 года Зинаида с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом»
в Петербурге на улице Глинки, 15. Дом уплотнили и подселили туда
жильцов, но, к счастью, это был не «пролетариат», а актёры театра
МХАТ, который в тот момент стали основными героями картин
Серебряковой.
Из-за тотального безденежья художница не могла больше писать
маслом на холсте, поэтому часто использовала бумагу, уголь и
карандаш, но постепенно перешла на пастель. Именно пастелью на
бумаге написана её знаменитая картина «Катя в голубом у
ёлки».
Шедевр создавался в доме знаменитого художника Александра
Бенуа — дяди Зинаиды Серебряковой. Несмотря на тяжёлые времена, он
старался провести достойный новогодний праздник для своих близких.
Была наряжена ёлка, сшиты костюмы, подготовлены выступления с
песнями и стихами.
Примечательно, что художница на этом же празднике написала
портрет и второй своей дочери Татьяны (Таты), но он не стал таким
популярным, как портрет Кати. Портрет Таты в настоящее время
находится в коллекции Художественного музея города Днепр (так
сейчас называется Днепропетровск). Этот рисунок тоже написан
пастелью, свет ему вреден, поэтому экспонируется портрет нечасто и
увидеть его воочию — большая редкость.
Спустя всего несколько лет после этого праздника сёстры
расстанутся на долгие годы. Одна из них расстанется и с матерью. В
1924 году Зинаида Серебрякова вынуждена была уехать в Париж,
получив заказ на большое декоративное панно. Её семья голодала и
нужны были деньги. Назад вернутся она так и не смогла.
Двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за
границу к матери. А вот Татьяна и Евгений остались в России. Лишь в
1960 году, в период хрущёвской оттепели, Татьяне, ставшая
театральной художницей во МХАТе, удалось выехать в Париж и
увидеться с матерью.
Но в 1922 году семья ещё не знает о предстоящей разлуке. Они
встречают Новый год, радуются празднику и стараются не думать о
тяготах, которые их окружают.