Зигзаги ленд-лиза
solodkyy — 12.12.2023Про ленд-лиз в годы Второй Мировой сказано многое и ещё многое не сказано. Приведу один незначительный эпизод, когда в составе советских ВВС оказалось некоторое, очень небольшое, количество случайных самолётов.
Часто бывает, что создаваемая в мирное время военная техника себя не оправдывает и с началом боевых действий очень быстро «выходит в тираж». Бывает и наоборот. В данном случае, британский бомбардировщик-торпедоносец Хэндли-Пейдж «Хэмпден» оказался неудачной машиной и довольно быстро был выведен из боевого состава и переведён в учебные подразделения. Но повоевать ему пришлось, в том числе и в советском небе.
После разгрома конвоя PQ-17 было принято решение усилить защиту с воздуха следующих в Мурманск кораблей . Для этого в сентябре 1942 года в Ваенгу было переброшено подразделение Королевских ВВС — 32 «Хэмпдена». С сентября по октябрь 1942-го англичане сделали несколько боевых вылетов, контакта с противником не было, Кригсмарине не высовывал нос из фьёрдов. Разгром PQ-17 остался единичным эпизодом, больше немцы ничего подобного повторить не смогли. Да и этого печального события не случилось бы, если бы первый морской лорд адмирал Дадли Паунд не отдал свой откровенно идиотский приказ — «конвою рассеяться!»
В общем, англичане быстро убедились в отсутствии серьёзных целей, а поскольку квалифицированные лётчики были нужны на Острове, то в октябре британцы вернулись домой. А «Хэмпдены» в количестве 23 штук (часть машин уже пришла в негодность) передали ВВС Северного флота. Кстати, этих бомбардировщиков собирались передать СССР больше, в Шотландии на базе Королевских ВВС советские лётчики проходили обучение на этих машинах. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что машина, в общем, так себе, и от этой затеи отказались. Лётчиков отозвали в Союз.
Советские механики немного доработали британскую технику. Приспособили подвеску под советскую торпеду. Заменили пулемёты защиты задней полусферы на советские крупнокалиберные УБТ. В декабре «Хэмпдены» с советскими экипажами совершили свой первый боевой вылет. Эксплуатировали эти машины до апреля 1943 года, недолго. По мере износа их выводили из боевого состава. В апреле все оставшиеся самолёты заменили на американские бомбардировщики-торпедоносцы Дуглас А-20 «Бостон». «Бостон» был хорошей, надёжной машиной, продолжавшей службу в ВВС СССР и после войны. По крайней мере, мой отец ещё застал этот самолёт во время учебных стрельб в 1955 году. Такой вот небольшой зигзаг ленд-лиза.
Вот так, практически случайно, бомбардировщик «Хэмпден» оказался на службе пролетарской авиации. За характерную форму фюзеляжа наши пилоты прозвали его «Балалайка». Это прозвище и в англоязычной литературе упоминается.
|
</> |