"Зеленый фургон" (1959) и рассказ Козачинского
ecoross1 — 03.09.2016Три месяца назад из Одесщины ушли белые, на этот раз навсегда; до них ушли петлюровцы, махновцы, французы, англичане, греки, поляки, австрийцы, немцы, галичане. Но еще носился по уезду на красном мотоциклете «Индиан» организатор кулацких восстаний немец-колонист Шок; еще не был расстрелян гроза местечек Иоська Пожарник, обязанный кличкой столь прекрасным своим лошадям, что равных им можно найти лишь в пожарных командах; уныло резали своих соплеменников молдаване братья Мунтян; грабил богатых и бедных болгарин Ангелов, по прозвищу Безлапый; еще не был изловлен петлюровский последыш Заболотный, уходивший после каждого налета через Днестр к румынам; еще бродил на воле бандит в офицерском чине Сашка Червень, не оставлявший свидетелей. В самой Одессе гимназистка седьмого класса Дуська Верцинская, известная под кличкой Дуська-Жарь, совершила за вечер восемнадцать налетов на одной Ришельевской улице и только по четной ее стороне. Самогонных аппаратов в деревнях было больше, чем сепараторов; спекулянты ездили по трактам шумными обозами; в кулацкой соломе притаились зеленые пулеметы «максимы», а сами кулаки, еще не вышибленные из своих гнезд, готовили месть и расправу.
Да, оказывается, есть и такой фильм - и на порядок лучше недоводевиля с Харатьяном. Бодрая, энергичная вещь, с юмором. Практически каждую фразу можно отливать в граните :): "Меня, кажется, сильно качнуло влево". Атмосфера Одессы гражданской войны передана как никогда, а равно окружающей ее деревенской местности с добрыми куркулями. Местами экранизация буквально дословная (в чем я убедился уже позднее). Одну из ролей сыграл Тарапунька без Штепселя :).
Что касается книги - одна из лучших о гражданской войне и 30-х годах вообще. Язык и детали - изумительны. Включая натуральный gunporn :). Не зря автор дружил с 1/2 Ильфа и Петрова :). И рассказ - о реальных людях. Угадайте, прототипом кого был сам автор? Причем в жизни он изобразил персонажей так трех.
Также он написал несколько коротеньких рассказов об авиации - которые минимум дважды цитировал некто Марк Галлай.
Принимая дела у Анны Семеновны, он не произнес и десяти слов. Сложная система ремней, цепочек и пряжек поддерживала на его талии крупнокалиберный кольт, висевший обнаженным, и две бомбы-лимонки, которые, ударяясь при ходьбе друг от друга, издавали звук, похожий на чоканье. На плече висел новенький японский карабин. Севериновцы решили, что этому человеку не знакомы ни страх, ни жалость.
18, 19, 20-й годы… Та же Ходынка. Самолеты, у которых одна лишь табличка с номером могла блеснуть заводским происхождением, а все остальное было снято с других машин, похоронивших под своими развалинами не одного смельчака… «Авиаконьяк», «казанская смесь», бензол, ацетон, толуол и прочая дрянь, на которой летали, когда не было бензина… Эти составы разъедали резиновые трубки бензинопроводов, покрывали язвами руки мотористов. Он помнит, как самолеты обували в «лапти», обматывали колеса жгутами соломы и веревками, так как шин из каучука не было.