зеленые паруса, шотландские предки, богатыри и путники
aeruphobia — 22.03.2023очередная порция прочитанных книг.
среди них есть несколько первых книг из циклов, парочка вторых, и остальное - самостоятельные произведения.
по большей части сказочные, в том числе страшно-сказочные, а что поделать.
хотела как обычно сделать коллаж из обложек, но оказалось, часть книг никаких обложек не имеет, а еще большая часть имеет такие отвратительно пошлые обложки, какие совать в мой эстетичный журнал не подобает :)
даже учитывая, что я читаю всякий хлам (но не только!)))
поэтому безымянная картинка к циклу книг Осояну, см. далее.
Валентина Мухина-Петринская, Корабли Санди
еще одна книга из того же цикла, что и Обсерватория в дюнах.
некоторые герои из нее перекочевали сюда, но даже не на второй, а скорее на третий план. на первый же выходят новые люди.
это двое ребят - Санди и Ермак, которые еще в школе долго присматривались друг к другу и не могли решиться на то, чтоб стать друзьями. но обстоятельства наконец подтолкнули их и связали не только крепкой дружбой, но и множеством сложных жизненных драм.
книга куда более суровая, чем предыдущая. романтики намного меньше, морские экспедиции идут пунктирно и занимают гораздо меньше пространства - это более поздняя линия выросшего Санди, а основное повествование о школьных годах.
Ермак - замечательный, умный и честный мальчишка - вырос в неблагополучной семье, в отличие от Санди, у которого все родственники в наличии, и среди них уважаемые люди: летчик, океанолог, кораблестроитель. связей с криминальным миром никак не избежать, а поскольку эти ребята никак не могут пройти мимо несправедливости, им приходится еще и самим расследовать и разруливать происходящее.
есть, конечно, и лирическая линия, довольно затейливая.
и закончить так, чтоб у всех все стало хорошо, не получится - но главные враги все-таки должны быть повержены.
конечно, это история о чести, правде, справедливости, она пронизана духом времени, в котором хоть и было много проблем, но важными считались достойные поступки, пусть даже с риском для собственного благополучия.
и постоянный в книгах писательницы мотив - подобрать оступившегося или попавшего в беду человека, не испугаться трудностей, сделать из него достойного и счастливого члена общества.
Наталья Осояну, Невеста ветра
юная целительница Эсме остается одна-одинешенька после смерти своего наставника. ее профессия связана с магией, и она не имеет права отказать в помощи нуждающемуся. вылечив попавшего в беду незнакомца, Эсме берет с него слово, что он впредь обратится к ней в подобной ситуации, и еще приведет друзей. но вскоре беда лишает ее дома, а незнакомец оказывается единственным, кто предоставит ей приют и возможность начать жизнь заново.
оставаться в том же городе уже не получится, и у девушки начинаются морские приключения на фрегате "Невеста ветра".
в этом мире корабли живые, они вырастают из маленьких лодок, а потом обретают своих навигаторов-капитанов, с которыми будут связаны тесными узами, вплоть до объединения сознания.
понятно, что ради приключений образуется таинственный макгаффин, который непременно надо раздобыть, рискуя жизнями. пиратская романтика, мужская дружба, наставничество, борьба со злом, пока что неясные чувства - всего этого будет в избытке, как и положено приключенческой фентези.
очень приятная, просто и без выпендрежа написанная нормальным языком, увлекательная книга. в ней нет этих тошнотворных глупостей, за которые любят ругать любовные романы, но понятно, что книжка будет интересна женщинам в первую очередь.
пишут, что Осояну перевела немало книг, в том числе и Робин Хобб, у которой тоже живые корабли - но думаю, по-разному живые.
это первая книга трилогии Дети Великого Шторма, которую я планирую дочитать. собственно, уже начала вторую книгу.
Кир Булычев, Ваня+Даша=любовь
Иван вырос в спецучреждении, где создают клонов. они предназначены для изъятия органов, но не для всех нуждающихся, а для самых лучших и полезных людей в стране. поэтому ребята с детства напичканы идеологией и привыкают к мысли, что они послужат на благо отечества.
Ваня довольно покладист, наивен и соблюдает дисциплину, пока начальство не устраивает вечер знакомства с девушками из соседнего отделения. он влюбляется в Дашу, причем девушка до конца не осознает своего будущего - в их отделении царят несколько иные мифы.
книжка небольшая, финал хотя и обозначен, но выглядит оборванным, впереди туманно.
интересно, что герой напоминает парнишку из "Любимца" - на первых порах вполне довольный жизнью, пока не влюбится... и тут начинается осознание, что его будущее кто-то жестоко отрегулировал, и его жизнь не только не будет счастливой, но и длинной тоже навряд ли.
повесть написана несколько наивно, но вполне соответствует мировоззрению героя от первого лица, поэтому читается легко. год написания 2001, и это заметно по некоторым деталям. скажем, звезда шоу-бизнеса нуждается в трансплантации, и это оказывается для кого-то вполне достойной причиной для убийства клона.
Нинни Хольмквист, Биологический материал
так вышло, что после Булычева так же случайно наткнулась на эту книгу со схожей темой, решила продолжить.
Швеция, альтернативная реальность. политические влиятельные силы додумались и продвинули к исполнению отличную выгодную идею. людей, не имеющих детей и уже потерявших фертильность, объявить ненужными и списать в отдельную резервацию для медицинского использования. это одинокие женщины старше 50 и мужчины старше 60 лет, не имеющие иждивенцев и, стало быть, не приносящие никакой пользы (полезный и особенно творческий труд не имеют значения). героиня книги Доррит ведет рассказ от первого лица с того момента, как ей исполнилось 50, и ее увезли в Отделение резервного банка биологического материала. что интересно, там почти райская жизнь - вкусная еда, увеселения, общение, комфорт, спорт, прогулки в саду, получение всего необходимого без денег, свобода творчества и вежливый, заботливый персонал.
ограничения: интернет и общение с внешней средой недоступны, алкоголь запрещен, видеокамеры и прослушка вплоть до туалета и душа. обязанности: участвовать в экспериментах и опытах, поделиться своими полезными частями тела с теми, кто в них больше нуждается.
Доррит сначала испытывает дискомфорт, потом привыкает, приспосабливается, заводит друзей и даже более того, а потом с ней случаются довольно неожиданные вещи.
написано достаточно просто, очень подробно описано все что происходит, сначала несколько бесстрастно, но постепенно проникаешься и - накрывает.
потому что в отличие от книг про обреченных клонов именно эта больше всего близка к потенциальному будущему.
ничего удивительного нет в описанных предпосылках - особенно в свете нынешнего безумия.
не так уж сложно представить, как какая-то партия, пришедшая к власти, убеждает всех принимающих решения в том, что подобные законы принесут человечеству счастье. кому нужны пенсионеры, на них уходит слишком много средств, а пользы никакой. а вот сердце, печень или какой-нибудь еще орган может быть в порядке. и опыты на ком-то ставить надо, лекарства испытывать или психологические методики.
то смирение, которое удивляло читателей у Исигуро в "Не отпускай меня", здесь возведено в степень - его проявляют люди, видевшие свободную счастливую жизнь, в молодости не представлявшие, что тогдашняя недальновидность вот так аукнется...
книга сильная, а вот читать тем, кому может послужить триггером, советовать не буду. учитывая, что чуда не случится.
Диана Гэмблдон, Чужестранка, кн.1
сразу после 2й мировой войны Клэр учится заново выстраивать отношения с мужем, которого не видела несколько лет. он воевал, она была медсестрой.
в Шотландии они гуляют в местах древних сооружений, и какое-то стечение обстоятельств переносит молодую женщину на 200 лет назад.
ей суждено встретить предков своего мужа, новую любовь, узнать множество исторических подробностей и в каком-то смысле привнести свои знания и смелость в патриархальное традиционное общество.
был бы довольно обычный дамский роман, если бы не подробное описание быта и взаимоотношений шотландских кланов с англичанами, французами, и может дальше еще с кем-нибудь. ну и весьма развернутая многотомная эпопея, которую я только начала.
написано в целом неплохо. много эротики. некоторые детали кажутся удивительными - но, наверное, писательница постаралась навести справки, чтоб не делать существенных ошибок.
пока прервалась на другие книги, дальше буду читать или смотреть - пока не решила.
Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко, Остров Русь - фантастическая трилогия.
1. Сегодня, мама
поймала себя на том, что по Лукьяненко много нечитанного, фильм по книге был так себе, решила хотя бы попробовать почитать.
двое братьев, подслушав родителей - работников музея - узнают о новом экспонате, ночью сбегают из дома и... экспонат оказывается замаскированной машиной времени, в которой они убегают от внезапно ожившей мумии фараона.
побывав в будущем, узнают о новом строе на обобщенной Земле, о цивилизации сфинксов на Венере, знакомятся со странными персонажами, которые то помогают, то препятствуют их приключениям.
книга, конечно, скорее для подростков, написана бодро, весело, гораздо подробнее и лучше фильма.
2. Остров Русь
былинно-лубочное повествование о как бы древнерусском парне, которому настало время идти наниматься в богатыри. поскольку героя зовут Иван-Дурак, то уже сразу ясно, что это будет чудаковатый, не слишком умный, но активный и самонадеянный персонаж. со временем оказывается, что это не просто история из древности, это совершенно иная эпоха, а Русь - не просто Русь.
тут персонажи повзрослее, им уже жениться пора, поэтому и целевая аудитория более взрослая. но повесть, на первый взгляд не имеющая ничего общего с предыдущей, оказывается объединенной несколькими общими героями и временными пластами.
еще более юмористическая, чем первая, но для меня было многовато специфичного юмора, и третью книгу я только начала. убедилась, что вселенная та же, герои частично те же, и решила, что мне пока хватит.
Элизабет Джейн Говард, Хроника семьи Казалет. 1 Беззаботные годы
это первая часть объемного цикла из пяти книг.
персонажи - члены большой семьи, достаточно респектабельной, в меру состоятельной, приличного происхождения, но пострадавшей и снизившей уровень благосостояния после первой мировой.
в данном томе речь идет о нескольких годах жизни перед второй мировой - уже есть большая вероятность ее, происходят конфликты, которые сложно урегулировать, люди пытаются понять, что их ждет.
а дети - родные и двоюродные братья и сестры, которым отведено не менее половины страниц - переживают как могут эту надвигающуюся опасность, надеются, что она обойдет их мирную жизнь стороной, но строят разные, порой авантюрные планы на всякий случай.
написано очень хорошо, это подробное описание быта со всеми деталями, взаимоотношений всех персонажей. и автору удалось сделать так, что это немалое количество людей обрело узнаваемые черты, они запоминаются как уникальные личности, их сложно перепутать или забыть.
пока что это все-таки обычная повседневность, но ближе к концу некоторый накал тревоги усиливается.
конечно, стоит читать дальше, но пока что я делаю перерыв. книга очень большая, в ней много всего происходит, но это просто семейные хроники, без каких-то существенных событий. пока.
Ольга Громыко, Год крысы
дилогия из двух частей - Видунья и Путница.
крестьянскую девочку, живущую в вымышленной вселенной, недолюбливают за нездешнюю внешность. мать родила ее от солдата вражеской армии, и Рыска служит ей немым напоминанием о насилии. у матери теперь есть муж, и при первой же возможности от девочки избавились - отдали в прислуги богатому родственнику.
у Рыски постепенно открываются магические способности. но в этом мире ведьм не преследуют - тут есть своеобразная культура взаимовыгодных отношений обычных людей и колдунов. поскольку девочку некому обучить правильно пользоваться даром, она набивает много шишек, совершает немало ошибок и в конце концов убегает - искать своего друга Жара, с которым ее многое связывало, пока она была прислугой, но ему пришлось бежать от расправы.
по пути она получает еще одного товарища - мага Алька, превращенного в крысу и вынужденного служить другому магу. иногда он обретает человеческий облик, но окончательно стать человеком ему что-то мешает. к тому же у него есть некие обязательства, в том числе перед Рыской и найденным ею Жаром.
это в общем-то дорожный плутовской роман с разнообразными приключениями. отношения между троицей главных героев далеко не идеальные, но руку помощи им так или иначе приходится друг другу подавать. а девушка взрослеет, обзаводится новыми умениями и определяется с тем, кто она и как ей жить дальше.
поскольку книга не заявлена как ироническая, мне было гораздо легче ее читать, и реже хотелось надавать по башке героям.
в общем, это и правда более в моем вкусе, чем "Профессия: ведьма" с чересчур уж залихватским образом жизни и разудалым характером Вольхи.
спасибо тем, кто посоветовал :)
|
</> |