Завидую!!!
diak-kuraev — 11.06.2012 У протодиаконов в центре - зеленые камилавки!(фото - http://eadiocese.org/News/2012/june/duhovden/target2.html )
Именно они (зеленые камилавки ТМ) отправили в далекие туманы идею созыва Поместных Соборов в нашей Церкви.
Ибо когда в январе 2009 Поместный собор избрал Святейшего Патриарха Кирилла, остаток дня был отдан свободной дискуссии.
20 бурных лет до этого Поместный Собор не собирался. Более того, это был первый пост-советский Поместный Собор. Казалось бы, сколько серьезных вопросов можно было бы поставить.
Но один украинский архиерей, получив микрофон, поставил принципальнейший вопрос о том, что разнообразие литургической жизни у нас зашло столь далеко, что некоторые тут стали позволять себе носить зеленые камилавки (а не фиолетовые).
Понятно, что когда высший в Церкви Поместный Собор собирается спешно и в связи с совсем не богословским поводом (необходимость избрания нового Предстоятеля), то никакая иная повестка не готовится заранее; проектов документов нет, и дискуссию по неожиданно поставленным вопросам надо будет начинать с нуля, что таит в себе риск недостаточно продуманных решений.
Именно это стало очевидным , когда вдруг в тематику работы Собора попробовали вставить вопрос о зеленых камлавках.
И тут избранный Патриарх озвучил идею (не знаю, была ли она прекрасным сиюминутным экспромтом, порожденным этой немного комичной ситуацией, или, кроме того, еще и заранее продуманным проектом) о том, что Поместные соборы впредь не будут привязываться к каким-то срокам и датам, но меж архиерейскими соборами будет постоянно работать Межсоборное совещание с участием и клириков и мирян.
С той поры я мечтал увидеть эти столь знаменательные для нашей Церкви зеленые украинские камилавки (протодиакона в Джорданвилле сказали мне, что привезли их именно оттуда).
Кстати, ныне в Москве допускаются (по крайней мере в присутствии Патриарха) камилавки только фиолетовые.
Эх, где бы мне теперь хотя бы для памяти найти историческую зеленую камилавку (62 размера)...
***
"... Русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды. Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в свое время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)".
Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). М., 2002, сс.417—418.
|
</> |