Заушное обучение

топ 100 блогов vadim_i_z18.02.2010

     8 февраля принял экзамен по методам математической физики у заочников. Расклад такой: в группе 28 студентов. Один сдал этот предмет, когда еще учился на дневном, вопросов нет. Пятеро не явились, похоже, "забив" на высшее образование, их проблемы.
     Из 22 оставшихся двое получили пятерки, остальные двадцать - четверки (напомню, по принятой у нас десятибалльной системе это самый низкий удовлетворительный балл). Впрочем, в 15-16 случаях из этих двадцати я с чистой совестью мог бы поставить неуд.
     Почему так?
     Перед экзаменом у нас была лекционная неделя - 8 пар. В паузах, конечно, немного говорили "за жизнь". Отличие от студентов-дневников - разительное. Более взрослые люди (не столько по возрасту, сколько по самоощущению - многих из них я ведь помню по второму курсу - переменились). Если очники работают, как правило, в каком-нибудь Макдональдсе, то здесь - "у меня свой магазин [раскрывает на экране ноутбука таблицу с ассортиментом], вот бьюсь, пытаюсь заставить сотрудников освоить интернет". Кто-то строит квартиру и печалится по поводу удорожания квадратного метра. Большинство студенток женского пола - мамы. Ну и так далее.
     Знаний по моей непростой дисциплине - практически никаких. За семестр никто не приходил на консультации, контрольные списывали друг у друга (в следующий раз резко увеличу количество вариантов). Да и в учебном плане все не по-людски: сперва в прошлом году читал им матмоделирование, которое во многом базируется на матфизике и проводиться должно было после нее (тут и я, конечно, виноват - не углядел в свое время ошибку; для следующих поколений нормальный порядок восстановлен).
     Спросите, почему же я завысил оценки? Отвечу: не задавайте риторические вопросы. Потому. Ну, отправлю на пересдачу. На вторую. Ничего не изменится. Отчислим. Вуз потеряет деньги, а студент пойдет куда-то, где проще, и свои корочки получит.
     Да, я циник. Здесь - да. Но главное-то в другом...
     Спрашиваю: "Кто из вас, четверокурсников, планирует в дальнейшем работать по специальности, соответствующей диплому?" Улыбаются, но никто не говорит: "Я". 
     Спрашиваю: "Так зачем вам эта шестилетняя лихорадка?" (как-то иначе спросил, конечно, корректно).
     Девушка: "У нас в фирме, если нет высшего образования, то ты первый кандидат на вылет при сокращении штатов".
     "А что за фирма, если не секрет, чем занимается?"
     "Торговлей".
     Нет, если бы они торговали компьютерами или чем-то, хоть как-то связанным с охраной окружающей среды - ладно. Но торгуют-то они, уверен на 90%, продуктами, косметикой или одеждой... Для такой работы в нархоз БГЭУ надо поступать, а не к нам!
     Вот в чем штука-то. Наличие высшего образование (пусть даже и непрофильного) в наши дни начали требовать там, где для дела оно совершенно не нужно - только для престижа конторы. Вот и плодятся непонятные вузы, чье основное назначение - продавать дипломы за имитацию кипучей деятельности. Вот и соглашаются на такое солидные государственные учебные заведения. О прямом криминале - покупки тех корочек в подземном переходе станции метро - я уж и не говорю.
     Если, правда, исключения. Заушное обучение [info]d_white1967 навел на интересную информацию:

     Санкт-Петербургский государственный университет с 2010 года отказывается от приема студентов на заочное отделение, сообщает «Фонтанка.Ru».
     «Это наше принципиальное решение», – заявил на пресс-конференции Валерий Катькало, проректор по приему СПбГУ. Все студенты, принятые на заочную форму в прошлые годы, продолжат свое обучение. Будет сокращаться и количество мест на вечернем отделении. Эту информацию подтвердили в пресс-службе вуза.
     Как заявил Катькало, причина отмены заочного образования – его недостаточно высокое качество. «Эта форма обучения пришла к нам из совершенно другой социально-экономической формации, и преследовала она совершенно другие цели. Даже по формальным показателям уровень «заочки» несопоставим с уровнем очного образования», – считает он.

     Дождемся ли такого мы? Не знаю...
     Есть, конечно, непростые ситуации, когда высшее образование на самом деле необходимо человеку, который по разным причинам на дневном отделении учиться не может (проблемы со здоровьем - в таких, прямо скажу, нечастых случаях заочное образование нужно. Но очень много проблем можно решить, изменив общественное мнение, твердо считающее, что высшее образование должно быть таким же обязательным, как среднее.
     Кстати. Если молодые читатели моего журнала думают, что это новая проблема, то пусть спросят у старших, откуда взят заголовок поста. И старшие ответят, что взят он из старого-старого монолога Аркадия Райкина: "Образование я получил заушно. За уши тянули".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Праздник медработника как-то очень уж формально. Но вне зависимости от хочется подравить от всей души моих друзей, родственников и всех, кто связан с благородной профессией защищать здоровье людей. Последнее наше испытание с короновирусом показало,что живы и более чем актуальны и лучшие ...
Две потрёпанные жизнью красавицы лет под сорок обсудили тонкий момент половой жизни: как добиться щедрости от мужчины? В смысле, когда следует брать подарочек? Следует ли взять его сразу -- до секса? Или подождать пока издевательства все закончатся, и уже в полном праве потребовать себе ...
В окошко гляжу: бежит мужик в трусах. Далекий от идеала  австралийского пожарного с новогоднего календаря, но все же мужик, зимой и почти неглиже - необычно. Бежит по рыхлому снегу в трусах и футболке с какой-то цифрой на спине. Параллельно хозяину по асфальтовой прогалине  на длинном ...
Начало здесь . 5. Сказки... сказки... сказки старого Арбата. В год 70-летнего юбилея своего тестя, маститого драмодела Алексея Арбузова, режиссер Савва "Куля" Кулиш, пользовавшийся у коллег по цеху репутацией «беспомощной бездарности», запустился на студии «Мосфильм» с ...
Прочла притчу о том, как одна девушка раскрывала всем своё сердце, была добра ко всем, отзывчива и часто в ответ получала усмешки и обиды. Вся в слезах девушка пришла к мудрецу и пожаловалась на такое стечение обстоятельств. На что старец ответил, ...