Заушное обучение
vadim_i_z — 18.02.2010 8 февраля принял экзамен по
методам математической физики у заочников. Расклад такой: в группе
28 студентов. Один сдал этот предмет, когда еще учился на дневном,
вопросов нет. Пятеро не явились, похоже, "забив" на высшее
образование, их проблемы.
Из 22 оставшихся двое получили
пятерки, остальные двадцать - четверки (напомню, по принятой у нас
десятибалльной системе это самый низкий удовлетворительный балл).
Впрочем, в 15-16 случаях из этих двадцати я с чистой совестью мог
бы поставить неуд.
Почему так?
Перед экзаменом у нас
была лекционная неделя - 8 пар. В паузах, конечно, немного говорили
"за жизнь". Отличие от студентов-дневников - разительное. Более
взрослые люди (не столько по возрасту, сколько по самоощущению -
многих из них я ведь помню по второму курсу - переменились). Если
очники работают, как правило, в каком-нибудь Макдональдсе, то здесь
- "у меня свой магазин [раскрывает на экране ноутбука таблицу с
ассортиментом], вот бьюсь, пытаюсь заставить сотрудников освоить
интернет". Кто-то строит квартиру и печалится по поводу удорожания
квадратного метра. Большинство студенток женского пола - мамы. Ну и
так далее.
Знаний по моей
непростой дисциплине - практически никаких. За семестр никто
не приходил на консультации, контрольные списывали друг у друга (в
следующий раз резко увеличу количество вариантов). Да и в учебном
плане все не по-людски: сперва в прошлом году читал им
матмоделирование, которое во многом базируется на матфизике и
проводиться должно было после нее (тут и я, конечно, виноват - не
углядел в свое время ошибку; для следующих поколений нормальный
порядок восстановлен).
Спросите, почему же я завысил оценки?
Отвечу: не задавайте риторические вопросы. Потому. Ну, отправлю на
пересдачу. На вторую. Ничего не изменится. Отчислим. Вуз потеряет
деньги, а студент пойдет куда-то, где проще, и свои корочки
получит.
Да, я циник. Здесь - да. Но
главное-то в другом...
Спрашиваю: "Кто из вас,
четверокурсников, планирует в дальнейшем работать по специальности,
соответствующей диплому?" Улыбаются, но никто не говорит:
"Я".
Спрашиваю: "Так зачем вам эта
шестилетняя лихорадка?" (как-то иначе спросил, конечно,
корректно).
Девушка: "У нас в фирме, если нет
высшего образования, то ты первый кандидат на вылет при сокращении
штатов".
"А что за фирма, если не секрет, чем
занимается?"
"Торговлей".
Нет, если бы они торговали
компьютерами или чем-то, хоть как-то связанным с охраной
окружающей среды - ладно. Но торгуют-то они, уверен на 90%,
продуктами, косметикой или одеждой... Для такой работы в
нархоз БГЭУ надо поступать, а не к нам!
Вот в чем штука-то. Наличие высшего
образование (пусть даже и непрофильного) в наши дни начали
требовать там, где для дела оно совершенно не нужно - только для
престижа конторы. Вот и плодятся непонятные вузы, чье основное
назначение - продавать дипломы за имитацию кипучей деятельности.
Вот и соглашаются на такое солидные государственные учебные
заведения. О прямом криминале - покупки тех корочек в подземном
переходе станции метро - я уж и не говорю.
Если, правда, исключения.
d_white1967 навел
на интересную информацию:
Дождемся ли такого мы? Не знаю...
Есть, конечно, непростые ситуации, когда высшее образование на самом деле необходимо человеку, который по разным причинам на дневном отделении учиться не может (проблемы со здоровьем - в таких, прямо скажу, нечастых случаях заочное образование нужно. Но очень много проблем можно решить, изменив общественное мнение, твердо считающее, что высшее образование должно быть таким же обязательным, как среднее.
Кстати. Если молодые читатели моего журнала думают, что это новая проблема, то пусть спросят у старших, откуда взят заголовок поста. И старшие ответят, что взят он из старого-старого монолога Аркадия Райкина: "Образование я получил заушно. За уши тянули".