Застенчивый Руслан. Почему не состоялась карьера актера последней киносказки
ygashae_zvezdu — 20.04.202319 апреля отмечал день рождения Александр Птушко (1900-1973).
Птушко был главным киносказочником СССР наряду со своим тезкой Роу. Различие между ними тема особая, сейчас коснемся только следующего: Роу почти в каждый фильм тащил на звездную роль новое, незасвеченное лицо, используя типаж по полной, а вот в ролях второстепенных у него снималась апробированная линейка актеров (подробнее об этом здесь — Рок-Роу). Проблема состояла в том, что поймав славу в сказке Роу, главный герой оказывался в жутком подвисе, не в силах повторить успех: Петр Савин, Эдуард Изотов, Татьяна Клюева, Юрий Тавров, Людмила Мызникова, Алексей Катышев, сестры Юкины пройдя через Роу ушли в тень (подробнее обо всех этих актерах здесь — Рок-Роу).
Птушко же не гнался за дебютантами, предпочитая звезд отечественного кино — Владимира Дружникова («Каменный цветок»), Бориса Андреева («Илья Муромец»), Сергея Столярова («Садко»), Василия Ланового («Алые паруса»). Чуть иначе обстояло дело с женскими ролями, но дебютирующие у Птушко Алла Ларионова («Садко») и Анастасия Вертинская («Алые паруса») более чем состоялись как актрисы.
Иногда, впрочем, Рок-Роу срабатывал и Птушко. Владимира Константинова мы помним только по «Новому Гулливеру», Ксению Рябинкину лишь по «Сказке о царе Салтане», а Валерия Козинца...
Вот о нем подробнее.
У Валерия Козинца (1939-2020) наличествовало не такое уж редкое в актерской среде несовпадение таланта и темперамента. Выпускник ВГИКа, актер театра Ермоловой по жизни был застенчивым, не стремился «работать на публику», получить преференции внимания. До «Руслана и Людмилы» он звезд с неба не хватал, в его киношный актив можно было записать разве что небольшие роли одного из братьев героя Леонида Куравлева («Я у этого алкоголика не хочу сниматься». Как Леонид Куравлев избегал Василия Шукшина) в комедии «Все для вас» (1964) и Спартака в «Разбудите Мухина» (1967). О несуетности Валерия говорит следующее — он был зятем Птушко, но тот на Руслана его даже не рассматривал, планируя снимать Олега Видова (ОЛЕГ ВИДОВ И УКРАДЕННЫЕ ИМ МУЛЬТФИЛЬМЫ). С Видовым Птушко сотрудничал еще в «Сказке о царе Салтане» и теперь ждал его на съемки в Александров. Видов, однако, задержался в пути и потерял роль. Только после этого, и то не сам, а по совету оператора картины Игоря Гелейна, Птушко обратил внимание на зятя, который изначально был утвержден на роль Рогдая.
Чиниться с актером никто не собирался. Одеяние Руслана шили на Видова, и на Козинца тот же шлем налезал с трудом, сжимая голову до болей. Пришлось играть в кольчуге не по росту, перебарывать некомфортные условия. В довершении всего Птушко еще и к озвучке Валерия не допустил, доверив голос Руслана Феликсу Яворскому.
А семейная жизнь Козинца с дочкой режиссера не задалась. Развод последовал достаточно быстро, уже в 1974 Валерий вступил в новый брак.
После выхода сказки, которую в прокате посмотрело 36,4 миллиона зрителей, Валерий Козинец проснулся знаменитым. Но характер его от этого ничуть не изменился. Козинец говорил: «Славы своей я очень стеснялся».
В 1976 Козинец сыграл одну из главных ролей в «мужском» фильме «Семьдесят два градуса ниже нуля», появившись в компании Николая Крючкова (КАК ПИЛ НИКОЛАЙ КРЮЧКОВ), Александра Абдулова (ЛУДОМАНИЯ АЛЕКСАНДРА АБДУЛОВА), Олега Янковского, Михаила Кононова (ПОЧЕМУ МИХАИЛ КОНОНОВ НЕ ЛЮБИЛ "БОЛЬШУЮ ПЕРЕМЕНУ"). Дальше пошла эпизодная текучка, ведь Козинец бросил театр, став штатным актером киностудии «Ленфильм». Пират в «Острове сокровищ», мастер в «Демидовых», Петр Мстиславец в «Откровениях Иоанна Первопечатника»...
Когда кинопроизводство встало в России на паузу Козинец перебрался в деревню, начав жить натуральным хозяйством и признаваясь, что это больше отвечает его темпоритму нежели актерская суетня.
Что ж, Руслана у него никто не отнимет.
Фильм то и дело идет по телеку, завоевывая новые поколения зрителей.