Заставь дурака...
ustav — 28.06.2012 Очень занятное чтение подоспело в рамках незабвенного дела девок Pussy Riot, а именно заключение неких экспертов, решивших ссылками на канонические правила обосновать свои экспертные выводы. У нас тут сообщество про каноническое право, потому давайте посмотрим на то, что эксперты наплодили. Итак, всего одна страница их заключения:9-е правило Св. Апостолов, по мнению экспертов запрещающее бесчинства в церкви, звучит:
"Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного"
Т.е. данное правило расценивает не как бесчинство, а как бесчиние вполне конкретный поступок - уход их храма во время Литургии до ее отпуста и относится исключительно к верным. Девки из Pussy Riot были верными? Кто и когда установил это?
Ну и толкователи вполне единомысленны в части данного правила:
Зонара: Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались...
Аристин: Отлучай не пребывающаго на молитве и причащении. Должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в церкви до конца, но еще во время совершения святой литургии выходит из церкви; ибо такой производит в церкви бесчиние.
Вальсамон: Определение настоящаго правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другия правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня.
62-е правило Трульского Собора, согласно которому эксперты решили, что девки нарушили установление, запрещающее находиться в "комической" и "сатирической" одежде. Правило звучит так:
"Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго, Если суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, Если же миряне, отлучать от общения церковнаго".
Правило запрещает языческие праздники и связанные именно с ними ритуалы, а не вообще маски. Равно как не запрещает вообще приготовление вина и его розлив в бочки, а только если это делается в рамках такого ритуала. То же самое относится к пляскам и к одеванию одежды другого пола.
Толкователи также обращают внимание, что речь идет о языческих ритуалах. Какая экспертиза установила, что в действиях девок был именно религиозный обряд, а не просто хулиганская выходка?
75-е правило Трульского Собора, по мнению экспертов запрещает "осуществлять в церкви бесчинства посредством воплей". Интересно, если эксперты не нашли бы в канонах запрет "осуществлять в церкви бесчинства посредством молчаливого наваливания кучи дерьма" они бы это сочли разрешенным канонами? Так вот, 75-е правило звучит:
"Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносли псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов Израилевых быть благоговейными".
Т.е. правило касается не хулиганов, врывающихся в церковь, а лиц приходящих в храм петь в соответствии со своими обязанностями, т.е. певчих. И нормирует такое, т.е. каноническое пение. Девок из Pussy Riot кто-то благословлял на пение в храме? Они были членами клира?
Ну и, наконец, согласно мнению этих самых экспертов, никто кроме церковных певчих не может петь на солее. Об этом, по их мнению, говорит 15-е правило Лаодикийского Собора. Читаем его:
"Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви".
Во первых, правило запрещает не именно пение на солее, а пение в любом месте в храме. Вероятно экспертам стоило бы узнать прежде всего отличия этих понятий, равно как и отличие понятий солея и амвон. Во вторых, правило запрещает пение в храме не просто не певчим, а всем, кто не состоит в клире. Вероятно экспертам стоило бы узнать отличие мирян от клириков и с удивлением обнаружить, что в современных церквях тотальное большинство певчих никогда клириками не были. И в третьих, данное правило уже во времена толкователей вводило их в затруднения, т.к. они знали и о всенародном пении в храмах. Потому Вальсамон предполагал, что в правиле речь идет не вообще о пении, а о предначинании пения или пении того, чего не содержится в церковных книгах.
Но вот этот момент, по поводу пения не содержащегося в церковных книгах, экспертам не ведом, потому они выдумывают из 15-го правила Лаодикийского Собора какие-то запреты на выход на солею.
Вот так, заставь дурака экспертное заключение написать - он еще и Книгу Правил приплетет.
Девки из Pussy Riot совершили уголовное преступление. Зачем их обвинять в преступлениях канонических? Готовы обвинить - обратитесь в церковный суд. Хотите доказывать в судах светских - не приплетайте канонические правила. Хотите все-таки канонами воспользоваться - так хотя бы умейте их читать и понимать.
|
</> |