заряженный нож, полынное поле, яблочный крамбл
aeruphobia — 01.06.2024прочитанное за весну, преимущественно эскапистское.
фантастика, фэнтези, магический реализм и немножко реалистичных романов.
книг по факту больше, чем обложек в коллаже.
потому что под одной уместилась затяжная тетралогия, а отдельные обложки в основном позорные и
а еще несколько произведений от одного автора, для некоторых нормальных обложек нет. да и то, что есть - так себе.
Лоис Макмастер Буджолд, Разделяющий нож
тетралогия фэнтези
кратко о вселенной.
то и дело в разных местах вылупляется так называемый Злой - как будто в землю однажды попали некие семена (но это образно, на самом деле неизвестно), и из них образуется организм, питающийся энергией всего живого. он также создает себе помощников из животных и людей, первых делает "глиняными людьми", тупыми слугами, выполняющими его распоряжения, вторых лишает разума и также делает рабами. огромные жертвы среди населения неминуемы, выжженная земля надолго.
1 книга - Приманка
главная героиня - юная крестьянка Фаун - убегает от своей семьи, у нее есть причина, которой она стыдится. девушка попадает в руки разбойников, а немного позже - в руки рабов Злого.
главный герой - Страж Озера Даг. это популяция людей, прирожденных охотников на Злых. они несколько отличаются от крестьян. владеют Даром, особыми физическими кондициями и методиками борьбы. с крестьянами отношения натянутые: те не догоняют, что именно Стражи пытаются их уберечь от зла, поэтому вовремя не поднимают тревогу. ну и некоторое высокомерие Стражей, их обособленность настораживает.
опасные обстоятельства сводят Дага и Фаун, причем они помогают друг другу спасти себя и окружающих, и теперь их многое связывает.
но всё против их совместной судьбы - обычаи, предубеждения, строгие законы Стражей.
2 книга - Наследие
преодолев предрассудки крестьянской среды, парочка пытается поладить с родичами и коллегами Дага, но это оказывается куда сложнее. даже роль обоих в спасении многих людей никого не впечатляет, кроме реально спасенных, и то недостаточно.
Фаун делает все, что может, и даже больше, для этого приходится преступать законы и распоряжения, но в итоге именно она находит ключ к неведомой ранее проблеме. но и этого недостаточно.
3 книга - В пути
Даг и Фаун, не найдя понимания в стане дозорных, пытаются найти свое место и дело для совместной жизни. Даг, осознавая вечный конфликт между стражами и обычным населением, стремится свести его к минимуму. каким-то чудом им удается найти понимающего человека - хозяйку баржи. она берет их на борт, за ними тянется еще несколько человек, и все вместе они пускаются в путь по реке. при этом обдумывая и укрепляя отношения между классами населения. к тому же им предстоит прояснить пропажу многих людей.
4 книга - Горизонт
молодые, завершив водный путь, предпринимают поиски наставника для Дага, чтобы тот систематизировал свои знания и, может быть, смог лечить людей, в том числе крестьян. его познания заинтересовали такого целителя, но идея с крестьянами не только принята с сомнением, но и послужила очередным препятствием к дальнейшей учебе. в итоге парочка вновь обрастает разношерстной командой и движется навстречу очередному испытанию, на сей раз более сложному.
по поводу перевода последней книги:
в отличие от первых трех профессиональных он выглядит как подстрочник, сделанный автоматом, слегка причесанный человеком, чтобы не было совсем уж несоответствий между соседними словами.
но это не русский язык, это калька, через которую приходится продираться, ибо у нас так не говорят и не пишут.
Даг порадовался тому, что почти слышит «цванг!», с которым разорвалась последняя связь Вита и Вест-Блу.
Множество «тваков» спустя, вызвавших кучу разлетевшихся отбитых от камня у очага кусочков
к тому же мелких ляпов все равно осталось полно.
Взбираясь позади обоих девушек
Вит прошел испытания обоих этих ролей
Она вытащила небьющийся орех из ее кармана
Браслет жужжал от кусочка Дара Дага в ответ
и неудобоваримых сложных предложений, в которых конец не помнит начала.
Вспышка его глаз напомнила ей блик от фонаря, отраженный лезвием ножа Крейна, крепко прижатого к ее горлу, который пробежал по лицу Дага немного раньше…
Зато лошадь героиня назвала Мэгпи, что значит сорока (magpie).
Ну вы поняли. На всякий случай проверила, как оно произносится, вдруг я была в заблуждении. Но нет.
автор даже пояснила, что в предыдущих книгах имена не переводились, и она это уважает.
первое время рвалась записывать цитаты, но оказалось, их наберется на немаленькую книжку.
тем не менее - спасибо Елене Рагулиной за перевод. других-то все равно нет.
подытожу. это достаточно девочковое чтиво.
как положено, есть однорукий благородный рыцарь на брыкающемся коне; есть злая сила, до конца не разгаданная; есть большая любовь, кое-кем признанная вне закона; есть героиня умная, любознательная, трудолюбивая и предприимчивая; есть классовое недопонимание, с которым рыцарь решил бороться при поддержке жены; есть множество бытовых подробностей, выживание, обустройство, дорожные перипетии.
не без физиологических подробностей, от интима до болезненных эпизодов. правда, нагретый кирпич на маточное кровотечение - фейспалм.
интересно, что в сюжете отсутствуют какие-либо высшие слои населения - правительство, может монархия, какая-нибудь аристократия. два класса жителей: разница в происхождении, а внутри каждого есть более состоятельные или неудачники. законы как-то регулируются самим населением, специально этим почти никто не занимается.
местами может показаться излишне подробным и затянутым, но мне в принципе все это достаточно интересно. хотя, конечно, читать всю тетралогию подряд как я - немножко подвиг.
Элизабет Джейн Говард, Хроника семьи Казалет-2. Застывшее время
потихоньку продолжаю длинную семейную сагу.
первая книга кончилась с началом войны. во второй - жизнь большой семьи в период, когда в мире все творится и меняется, а обычные мирные люди как будто застыли в ожидании, что дальше и когда это кончится.
старшие дети уже взрослые, они начинают собственную, отдельную от родителей жизнь. учатся, находят себя в каких-то занятиях и профессиях.
часть мужчин на войне. кто-то пропадает без вести, кто-то отказывается воевать и проходит через все тяготы неприятия своей позиции.
в семьях тоже мало приятного происходит. одна из женщин больна. другая увлеклась молодым музыкантом, в то время как ее муж тоже не слишком верен.
большинство оставляет квартиры в опасном Лондоне, все собираются в фамильном загородном доме, и приходится тесниться, отказывать себе в рационе, уступать комнаты и постели приезжающим.
кто-то волонтерит, помогает в госпиталях, в детских приютах.
и все ждут, ждут... своих с фронта, или из небытия, и когда все кончится, и уже мало верят, что быстро.
тяжелая книга, хотя читается легко.
Лиана Мориарти, Яблоки не падают никогда
приличная семья - немолодая любящая друг друга пара и четверо выросших детей, сыновья и дочери.
родители имели свою теннисную школу, и ясное дело, все дети в ней занимались. но как-то с возрастом выбрали себе другие интересы, другие профессии.
школа продана, родители немножко скучают от безделья, но вроде все неплохо... пока в их дом не постучалась бедняжка-бродяжка, босая и с окровавленным лицом.
а спустя время - это не спойлер - мать исчезает.
примерно тогда, когда оказалось, что их бывший ученик пишет мемуары.
сюжет разворачивается начиная почти с конца, прыгая по временным линиям. в основном это прошлое, когда дети были детьми; период, когда пришла Саванна; настоящее время. в начале глав это обозначено, и если не обращать на это внимания, можно запутаться. я предупредила :)
и ох как же долго все это разворачивается. примерно полкниги я впихивала в себя с усилием. да, все очень подробно, ибо эта книга - история одной семьи и размышления, что в этой истории было хорошего, а что могло породить будущие неприятности.
где-то в середине интрига крепчает, становится интереснее и дочитывается уже без особого напряга.
на самом деле книга хорошая, но детализация, хотя и закономерно ведет к объяснению происходящего, немножко утомляет. но кто любит много быта и диалогов, тому будет в самый раз. а еще она - о том, насколько реально и уместно всепрощение.
вышел сериал, думаю, посмотрю.
Клиффорд Саймак
Кимон
Селдон проходит серьезный экзамен и получает возможность полететь на далекую планету. о ней мало что известно - только то, что все попадающие туда земляне живут припеваючи, содержат свою земную родню с помощью пересылки денег и ресурсов. но никто не знает, что там на самом деле происходит, потому что еще никто оттуда не вернулся.
в небольшом произведении поставлен серьезный вопрос, что можно стерпеть ради благополучия, что можно считать унижением, если у тебя все хорошо, кто кем играет на самом деле.
Прелесть
20 лет создавался космический корабль с искусственным интеллектом, способный обеспечить все потребности астронавтов и развивающийся по мере общения со своими пассажирами. беда только в том, что корабль внезапно решает, что нужно его людям, и перекрывает все способы им самим определять, как жить, куда лететь. потому что корабль влюбился в них и намерен причинять им добро насильственно.
хороший пример любовного абьюза - когда тебя всем обеспечивают, кроме выбора, и лучше знают, что тебе нужно.
Заповедник гоблинов
ученый Максвелл возвращается на Землю после интереснейшей экспедиции и обнаруживает, что он уже возвращался, после чего погиб и похоронен.
получается, их было двое? и как доказать, что вот это опять он и имеет право на возобновление тех же условий жизни и работы?
но это ж не все. после той поездки у него есть важная информация, и оказывается, что на Земле есть те, кто имеет к ней отношение и очень серьезные претензии. и надо спешить - вот-вот все решится не в пользу землян.
ну а что ближайшее окружение Максвелла и его друзья в основном - мифический народец разных видов, и так понятно из заголовка. когда люди не могут обеспечить ему безопасность и помощь, за дело берутся гоблины и прочие создания, живущие в резервации и не всегда ладящие между собой.
уютненький образец классической фантастики с долей фентези.
Что может быть проще времени?
человечество махнуло рукой на реальные полеты к звездам, но разработало методы нематериального перемещения. на почти любые расстояния путешествует разум (вместе с механическим устройством, которое помогает в этих полетах, но я не поняла, как именно оно перемещается). этим занимаются работники корпорации Фишхук, монополизирующей все подобные исследования, а также делающей бизнес на своих открытиях, в результате чего человечество обрело и плюсы, и минусы, которые периодически будоражат общество. работник Фишхука Шепард Блейн возвращается из очередного путешествия не один - в его мозг проник инопланетный разум, чьими знаниями и возможностями может теперь воспользоваться Блейн.
это роман о ксенофобии, о последствиях технических революций, о расслоении населения планеты по наличию сверхвозможностей и о том, как может и выручить, и погубить планету новое привнесенное знание, никак не коррелирующее с земными науками.
книга, возможно, не самая сильная у писателя, но читается с интересом. в ней есть какие-то довольно интересные повороты, и то, что она написана в 1961 году и ограничена тогдашними достижениями человечества, не отменяет поставленных проблем. учитывая, что в исследовании других миров мы не успели продвинуться до обнаружения разумной жизни в космосе.
Ольга Птицева, Там, где цветет полынь
девушка Уля внезапно обнаруживает, что может предвидеть чью-то скорую смерть. ощущая сильный запах полыни, она как будто проваливается в близкое будущее и видит, как все будет. для этого надо просто посмотреть в глаза обреченного.
ужасно, что впервые это случилось так, что она оказалась виновна в гибели родного человека. неудивительно, что от нее все отвернулись, она вынуждена искать приют и заработок, и избегает смотреть в глаза любым встречным. это невыносимо, но покончить с такой жизнью не вышло - ей предложили пройти некие испытания, и по окончании игры она сможет просить о выполнении ее любого (почти) желания.
не знала, как верно охарактеризовать жанр книги (позже подсказал автор - магический реализм). немножко мистики на фоне обычной современной жизни. и даже эту мистику можно считать неким допущением с целью разобраться, на что готов обычный человек, поставленный в тяжелейшие условия, когда выбор - только между "ужасно" и "все пропало".
в сюжете есть безусловное зло - человек, который играет и жизнями, и смертями, подпитываясь ими. и это далеко не плоский персонаж, хотя хорошее в нем найти не получится.
есть и другие люди, которые тоже увязли в этой игре. постепенно раскрывается все больше обстоятельств, и они пугают.
довольно изобретательный и на мой взгляд небанальный сюжет на вечную тему. по большому счету это что-то вроде сделки с дьяволом, только вот быстренько получить исполнение желания тут не то чтоб непросто - вообще почти нереально.
можно местами придраться к языку, к еще каким-то мелочам, но думаю, что книга заслуживает внимания. она достаточно увлекает и вызывает немало эмоций. и атмосфера, и характеры, и чувства - все удалось.
в качестве бонуса добавлю, что ходила на встречу с автором.
Ольга ездила по городам, рассказывая про новую дилогию, это антиутопия про вечную зиму.
практически все книги Птицева пишет в разных жанрах. постоянно совершенствует свое писательское мастерство (что было активно отмечено читателями) - так, книга про полынь сейчас отредактирована и озвучивается, выходя фрагментами.
автор - очень милая, веселая, общительная, эмоциональная девушка. у нас оказалось очень много ее поклонников среди молодежи, уже ранее бывавших на встрече с ней. маленькое книжное кафе при библиотеке было переполнено, и все читали, высказывались, задавали вопросы по существу. я была впечатлена, буду еще ее читать. хотя - сразу предупреждаю, что в основном сюжеты не слишком легкие, скажем, Полынь писалась в сложные для автора времена, и несет проработку многих личных переживаний. новая же дилогия отчасти фантастически преломляет нашу действительность.
сериальчик про Полынь есть, но это так себе, сюжет сильно изменен, включая характеры и линии основных героев.