Запретный город


Перед тем как переходить проспект посмотрите прямо.

Посмотрите налево.

Посмотрите направо.

Если хотите посмотреть на председателя Мао, который скоро уже сорок лет лежит как живой, то вам в эту очередь.

Можно просто посидеть и подумать.

Можно сходить в музей, что напротив.

Или полюбоваться клумбами.

Но у нас цель другая!

Пройдем мимо флага.

Пройдем мимо других красивых клумб.

Нам надо вон туда, ко входу, который охраняют каменные львы.

Лев не страшный - без клыков.

И солдатик прикрыл глаза, наверное, вспоминает маму.

Говорят, это не фото, а настоящий портрет, созданный художниками.

Элемент на воротах.

Расписная галерея над стеной.

В принципе, не очень высокая стена.

Цоколь из резного камня.

И вот мы в первом дворе. Слева и справа галереи, айваны, как их называют в Узбекистане, а за ними комнаты в один ряд.

Перед нами высится здание, а под ним еще трое ворот.

Все точно так же, как на входе.

Орнамент на цоколе сохранил следы краски.

Каменные плиты хранят следы времени.

Еще один двор, лестница и за ним здание с проходом в следующее пространство.

Следующий двор похож на первый, если бы не ров, мосты и лестницы.

С этого места и далее лестницы и многое другое будет повторяться, но идя вперед ты постоянно поднимаешься куда-то наверх.

Крыши все выше, золотой росписи все больше.

В Узбекистане колонны и деревянные части сначала вырезают, а уже потом покрывают росписью, а здесь объем достигается за счет других приемов.

Каждый следующий двор все просторнее, лестницы все выше и толпы людей теряются в этом огромном пространстве.

Мне нравятся приемы, которыми китайские архитекторы устрашали посетителя и убеждали его в величии императора.

Потому что во всем этом кажущемся однообразии каждый элемент - великолепный образец декоративно-прикладного искусства.

Камни мостовой выщерблены, наверное, им много лет.

Рядом с лестницей снизу вверх стелятся барельефы с драконами.

Много резьбы по камню, ее количество девальвирует зрелище, потому что достаточно было бы и одного такого столба, чтобы разглядывать его, но здесь их сотни!

И этих огромных светильников десятки и десятки.

И вот, наконец, зал, где принимал император.

Если оглянуться назад, то можно увидеть почти такое же здание, только расположенное ниже и размерами меньше того, где сидел император.

Внутри те же самые колонны, что и снаружи.

И вот ковер с драконами, лестница, еще одно возвышение и, наконец, трон.

Наверное, приближенных у императора было изрядно. Всех же надо кормить! Вот и приходилось ему держать во дворе казанчик кубометров на пять-шесть..
(шутка)

Совсем затерли ладонями желающие счастья или хотя бы исполнения желаний.

Но казан-то не один, а дальше будут еще!

Слева и справа от дворца айваны и многочисленные помещения.
Интересно, как и кто их распределял между обитателями запретного города? Поди, и прообразы ЖЭКов были, и коммунальные платежи собирали...

Пространства такие, что не вполне понятно, до чего ближе - до края очередной площади или до неба?

И становится понятным еще один смысл названия империи - Поднебесная.

Оглянуться назад, чтобы посмотреть на тех, кто смотрит вперед и ввысь.

Еще раз убеждаешься: количество порождает новое качество. Если бы такой барельеф был один, его бы рассматривали. Если бы их был несколько десятков, то о них бы говорили, как о собрании предметов искусства. Но их столько, что они просто составляют окружающую среду и выглядят как нечто само собой разумеющееся.

Маленький тронный зал, где император готовился к встречам с приближенными.
Вполне человеческие размеры, кстати.

Да, кстати, казанов-то этих - сколько хочешь.
Можно воду собирать, можно греть ее. Как говорится - все удобства во дворе.

Перемещаешься с место на место, а все вокруг одинаковое, картинка почти не меняется, но образует ритм. Вот эта ритмичность расширяющегося, все увеличивающегося пространства, по всей видимости, и есть главный секрет китайских архитекторов прошлого.
Зачем каждый раз придумывать новое, если это всего лишь ритм?

Еще один тронный зал - для самых близких.
Посмотрите на потолок - в Венеции его бы украшали сюжеты, которые можно читать как книгу. Здесь ничего этого нет, смотри и слушай императора!

Интересно, зачем была нужна эта беседка?
А обратили внимание, что кровельные материалы везде одни и те же? Что над комнатой прислуги, что над тронными залами императора?

И опять ритм декоративных деталей, как показатель к бесконечному воспроизведению чего угодно и в каких угодно количествах. Это ли не демонстрация мощи?

Вдруг обратил внимание, что на некоторых табличках не только иероглифы, но и надписи алфавитным письмом, напоминающим арабское письмо. Спросил, оказалось, что это надписи на маньчжурском языке, который когда-то был одним из официальных языков при дворе.

Интересно, фигурки животных на крыше что-то обозначают?

Интересно, а скамейки новые или это старые сделали такими удобными?

Влево, вправо, во все стороны от череды тронных залов уходят улицы запретного города.

В однообразных стенах однообразные ворота. Сразу за воротами стена, ограничивающая любопытный взор.
В Узбекистане позади ворот вешают занавес с теми же целями.

Барельеф на стене.

Закрытые ворота, львы-охранники, светильники.

Еще ворота, еще улица.
А вы на детали обращаете внимание? Посмотрите, где замки - внизу. А посмотрите какие камни подставлены под ворота, чтобы их не захлопнуло ветром.

Канализация?

Вот здесь роспись еще не успели подновить - это и хорошо, время чувствуется.

Или вот на этой детали двери.

Интересно, как получилось, что на одних окнах две решетки?

Покои какого-то принца, который жил здесь лет сто тому назад.

Принц, видать, наведывался в Европу, книги читал, играл на рояле.

Пространства запретного города такие, что сколько угодно туристов не создают ощущения толпы.
Лишь у входа в тронный зал не пришлось поработать локтями ради фотографии - очередь китайцы не признают.

Удивительно, очередям - категорическое нет, а в пространственных решениях ни намека на хаос!

Красивая беседка, я бы пил чай в такой.

Это мы попали в императорский сад - в место, которое понравилось мне больше остальных.

У меня в Фергане во дворе тоже рос бамбук вдоль забора.

Деревья у меня не успели вырасти - но то я, а то династии императоров. Им проще, у них времени - завались!

Я люблю большие деревья. Фергана раньше была городом с очень большими деревьями. Теперь, говорят, их вырубили и посадили елки. Укрывают елки бязью от палящего солнца. Ёлки в Фергане - жизнь на букву Ё.

Вот здесь уютно, здесь красиво, не смотря на агрессивный вид беседки.

Интересно, что делали раньше под этим навесом? Для чего он?

Мы с садовником в Фергане начинали было скручивать стволы посаженных декоративных деревьев. А теперь, говорят, они выпрямились и устремились вверх, потому что никто их больше не угнетает ради развлечения.

И камни я привозил с горного перевала, мостил ими русло арыка во дворе и каскад водопада. Но эти-то камни - подлинные шедевры! Недаром их привезли в императорский сад. Понимали китайцы в современном искусстве!

Я понял: не надо распрямлять кривое и выгибать прямое! Кривое и прямое надо сочетать.

Смотрите - ну ведь здорово! Правда?

Вах!
Какие-такие скульпторы? Какие-такие художники? Позовите их сюда - пусть смотрят на творения Вечного!

Еще раз: причудливо изогнутое и ровное, украшенное и то, что не нуждается в украшениях.

Ну, вот и все. Мы прошли насквозь через резиденцию китайских императоров - Запретный Город.

Вон там, впереди, еще одна группа дворцов.
Интересно, это природный холм так обыграли симметрией или насыпали гору вручную? С них, с этих китайцев, будет!

Ров с водой и все позади. Жутковатая сказка о быте и нравах, бытовавших при дворе китайских императоров, позади. Сочините ее сами или почитайте об истории этой великой страны, чтобы понять, кто они такие - наши соседи.
|
</> |