«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

топ 100 блогов mexanizm16.08.2021

С  названием «Запорожец» у всех нас прочно ассоциируется одна известная  машина, легендарный герой анекдотов. О существовании одноименного  трактора едва ли кто помнит, сколько лет уж минуло, воды утекло, а ведь  его можно считать первенцем всей советской тракторной промышленности.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Конструкция  трактора была настолько простой, что сзади даже колесо было всего одно,  отсутствовала коробка передач, система зажигания, из органов управления  был только руль и рычаг сцепления. 

Хотя,  нет, был еще краник подачи воды. В цилиндр двигателя, заслуживающего  подробного описания. Мотор «Запорожца» был одноцилиндровый, двухтактный,  мощностью 12 л.с, с водяным термосифонным охлаждением. Топливом ему  служила сырая нефть, а вместо системы зажигания была калильная головка. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Перед  запуском мотора головку грели от внешнего источника тепла, например  паяльной лампы, и лишь после того как она раскалится, можно было крутить  маховик, заставляя мотор работать самостоятельно. Но помимо нефти, в  цилиндр подавалась и вода, она там служила в качестве регулятора момента  вспышки. У трактора была всего одна скорость вперед и одна назад, 3.6  км/час. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

В  техническом описании тех времен говорилось, что для вспашки одной  десятины земли «Запорожец» расходовал полтора пуда нефти и пять ведер  воды. В современных мерках десятина это чуть больше гектара (1.09), пуд  это 16.4 кг, а «ведро» это 12.23 литра, то есть, на литр нефти  расходовалось почти три литра воды. 

Вообще,  это скорее стационарный мотор, чем транспортный, но у конструкторов в  те годы выбора силовых агрегатов особо не было. Кстати, в разработке  принимали участие наши конструкторы и рабочие, это был продукт  коллективной мысли рабочих и крестьян, так сказать. 

Возглавляли команду конструкторов Леонард Абрамович Унгер, Петер Унгер и Якоб Ремпель. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Важным  было то, что трактор можно было починить в условиях любой кузни, в  конструкции отсутствуют подшипники, вместо них – бронзовые втулки,  накладки муфты сцепления сделаны из кожи, вместо коробки передач простой  редуктор на прямозубых шестернях. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Экспериментальный  образец был готов в июне 1922 года. Испытания в полях он прошел вполне  успешно, о чем коллектив завода «Красный прогресс» из города Токмак  Запорожской области известил телеграммой высшее московское руководство в  лице Ленина. Вскоре в качестве подарка вождю мирового пролетариата  отправился и сам первый ходовой образец трактора. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Кстати, «Запорожец» проходил еще и сравнительные испытания с зарубежными собратьями, американским колесным «Фордсоном»  и гусеничным «Холт». Несмотря на существенные технические преимущества  западных машин, «Фордсон» даже проиграл «Запорожцу», закончив пропашку  «десятины» позже на 27 минут, и затративший на работу 45 литров  керосина. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Стоит  ли говорить, что «Запорожец» был простым и понятным русскому мужику,  владевшему в лучшем случае азами механики, чем мудрёный (на те годы)  американский трактор, с его карбюраторами, магнето, шарикоподшипниками и  другими непонятными штуками. А деревне трактор был очень нужен.

На  «Красном прогрессе» планировали выпускать по 300 тракторов в год.  Конечно, такое производство нельзя назвать массовым, и полностью покрыть  спрос в механизации села оно не могло, но ряд артелей по всей стране  так же были заинтересованы в изготовлении чертежей (В это сложно  поверить, но их не было даже на самом заводе, все детали делали по  макетам, шаблонам) и налаживании выпуска. 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Мне  кажется, у них бы получилось, но вскоре НЭП сворачивается, приоритет  отдается закупке лицензий и налаживанию выпуска американских машин, а  простой и понятный «Запорожец» растворяется во времени. Если бы НЭП не  свернули, то скорее всего, у нас был бы свой «Ланц – Бульдог» 

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

Точной информации о количестве собранных машин нет, по разным данным с 1923 по 1927 год собрали от 360 до 740 экземпляров.  

Несмотря  на примитивность конструкции, о её надёжности говорит тот факт, что  последний из зафиксированных случаев использования этого трактора, с  порядковым номером 107 приходится на 1958 год, где-то в Черниговской  области он работал, а теперь стоит на постаменте.

«Запорожец» с нефтяным мотором. Позабытый первенец советских тракторов

На данный момент несколько первенцев нашего тракторостроения существуют в виде памятников на постаментах и в музее.  Oldtimer

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не хочу сказать, что все мужья, бойфренды и любовники моих подруг подкатывают ко мне, вовсе нет. Но. Практически все, если я заметила в их глазах мужской интерес, пытаются незаметно для своей половинки проверить меня на вшивость, прощупать почву, ...
Продолжаем космическую тематику.  Предлагаю вам посетить ее и другие интереснейшие обсерватории мира. Обсерватория в городе Гиватаим, Израиль Расположена обсерватория на холме, открыта для посетителей несколько раз в неделю. В обсерватории проводятся различные ...
В продолжение темы Весь народ против о.Георгия Голубева... "Православные прихожане! Пишем письмо Святейшему Патриарху о троеженце о о.Георгии Голубеве, о его безбожном поведении в храме о том, что разогнал благочестивых и боголюбивых сотрудников храма, начиная с пономарей, ...
Имея достойную честь быть старейшей валютой в мире в качестве законного платежного средства, фунт стерлингов £ сопровождал британцев на протяжении большей части своей истории. фунт стерлингов ...
До этого лета я никогда не отдыхала в тусовых местах. Не тянуло меня ни на Ибицу, ни на Казантип, ни на другие шумные сборища. Я, если честно, даже не представляла себе, что такое муниципальный пляж и с чем такие едят. Ну и вот, мы собрались в Испанию, ...