Записки психиатра
borkhers — 04.07.2012 *Термин «комплекс неполноценности» вошел в психологическую литературу с легкой руки Альфреда Адлера, наряду с «комплексом превосходства» и «социальным чувством». Комплекс неполноценности, как и многие иные комплексы не выдумка, а психологическая реальность. Возникает он из постоянного соотнесения себя с другими людьми. Возможно, впервые - в раннем детском возрасте, когда маленький «царь вселенной», вокруг которого вращался мир, внезапно осознает себя слабым, беспомощным и ничтожным существом. Фигуры взрослых и старших детей вырастают до гигантских размеров. В каком-то смысле детство – это путешествие Гулливера в страну великанов.
*
И даже сравнявшись с великанами в росте, человек продолжает чувствовать себя ничтожным и беспомощным: всегда рядом будут люди сильнее и значительнее его. Комплекс неполноценности подпитывается чувством зависти и страхом отвержения. В религиозном отношении это зависть к Богу. Желание «у Бога отнять небеса» (слова из советской песни). При ясном понимании, что Богу завидовать невозможно: если его нет, то как завидовать «нулю», который «проповедуют атеисты» (Ф.Достоевский). Если же Бог есть, то человек всегда будет ничтожен перед Тем, для кого звезды – искры.
*
Идеи "обожения" и "образа и подобия" скорее - предмет религиозно-философских дискуссий, чем часть обыденного религиозного сознания.
*
Я думаю, что сам по себе комплекс неполноценности - не патология, а часть нормального отношения человека к миру. Гораздо большее количество проблем порождает комплекс превосходства, он же – гордыня, он же «прелесть» в старом понимании этого слова – прельщение.
*
Не существует статистики, которая адекватно бы оценивала распространенность комплекса неполноценности. Поэтому нельзя сказать, что среди верующих он распространен больше, чем среди агностиков, а среди православных больше, чем среди протестантов. Но можно сказать, что логика воспитания, формирования личности в той или иной обстановке, должна была бы такое влияние оказывать. И, если бы так и обстояли дела, то православные оказались бы чемпионами по трем видам «духовного спорта» - чувству греховности и неполноценности, а также по депрессивному, катастрофическому восприятию мира. Но на самом деле дела обстоят совершенно иначе.
*
Специфической "защитой" против депрессивного самовосприятия является "гордость греховностью". В мягкой форме эта мысль выражена в максиме: христиане не совершенны, они просто - прощены. Отсюда, правда, следует, что все другие - осуждены: "да не с миром осужденни будем". Но в грубой форме это действительно "соревнование в греховности". Я уже писал, как о.И., популярный в городе экзорцист, говорил, что кликуши соревнуются друг с другом, кто "бесноватее". Показательно, что мой знакомый о. И. не считал этих женщин по-настоящему одержимыми!
*
Точнее , это гордость тем, что ты осознаешь себя существом греховным. Чувствуешь в себе грех? Но и апостол Павел – чувствовал. Маловер? Но и апостолов Христос называл маловерами. Мы грешники, а не фарисеи какие-нибудь.
.