Записки психиатра

Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким единым и таким моим? Эти строки Мандельштама передают растерянность человека, воспринимающего тело как нечто внешнее по отношению к нему самому. Оно лишь объект среди объектов внешнего мира. С ним нужно как-то обходиться: тренировать, лечить. украшать, одевать-обувать. Изнурять тяжким трудом и постом. Бросать его на амбразуру во время войны. Отдавать его во власть любимому человеку, мало ли что?
*
Мое тело. Частный случай противопоставления: я и мое. По-моему, определение, что "Я" - это то, о чем нельзя сказать, что это "мое" существует с древности. В психологии эта формула связана с именем Уильяма Джемса. Легко убедиться, что при таком подходе для "Я" не остается места. Оно превращается в точку, лишенную измерений (простите за ложное определение неопределимой точки). Может быть поэтому французские аналитики считают человеческое "Я" целиком воображаемой инстанцией. Между тем "Я" не есть воображенная структура, это наиболее личная, не воспринимаемая, но переживаемая часть психики. Именно "Я" - то стержень, который объединяет все расщепленные элементы психики. И лишь тогда, когда расщепление непреодолимо, само теряет единство и способность объединять. Именно "Я" при таком подходе наиболее полно выражает понятие души человека. Хотя по мнению многих психологов "Я" - лишь посредник между душой и внешним миром. Его роль - исследование реальности, адаптация к ней, подавление агрессивных и неприемлемых секусальных импульсов. Отсрочка или отказ от удовлетворения влечений... Тяжелый груз обязанностей! Но не забудем и о такой функции, как объединение, интеграция. в том числе "Я" ответственно за объединенное переживание души и тела.
*
Один из моих комментаторов-буддистов упрекнул меня в том, что я искажаю взгляд Будды на тело, как на нечто злое, как на оковы, от которых нужно освободиться. Тело - не зло, пишет мне он, оно лишь результат ОШИБКИ, и каждое новое воплощение души - результат ошибки...Тело есть ошибка ума, заблуждение.
*
По мне большой разницы нет. "Это хуже, чем преступление! Это ошибка!". Известная максима. Чем рассуждать, лучше почитаем вместе отрывок из Дхаммапады, одного из самых авторитетных буддийских источников, принадлежащих самому Гаутаме Будде.«Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства.»«Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом —смерть.»
«Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь —
горестно.»
*
Разлагающаяся гнилостная груда... Можно ли выразить полнее отвращение к телу?
*
Кто читал житие Марии Египетской, помнит, во что превратила свое грешное тело святая, искупая свои грехи в пустыне..."И когда так стоял(старец Зосима - Б.Х.) и пел, увидел справа от себя словно бы тень, напоминающую человека. Сперва Зосима испугался, думая, что это видение бесовское. И затрепетал, и осенил себя крестным знамением, и, преодолев страх, перестал бояться. Уже кончал он свою молитву, когда, обратившись лицом на юг, поднял взор и увидел, что идет кто-то, нагой и черный с виду от солнечного загара, волосы же на голове его были белы, словно шерсть, и коротки. так что едва достигали шеи."
"Словно бы тень, напоминающая человека". Стоит ли удивляться тому, что мы встречаем в жизни враждебное отношение к телу, стремление отделить, отбросить его от себя, смирить, иссушить его?

|
</> |