Записки психиатра
borkhers — 13.05.2012 *Может ли психотерапия избавить человека от навязчивых страхов? Не во всех случаях. Но - может, Знакомый психотерапевт работающий в технике НЛП утверждает, что может сделать это за сорок минут. Не верю. По крайней мере, у меня на это уходит много больше времени....
*
Привести клинический случай? Необходимы три условия - случай старый (до 1985 года), "отрицательные герои" - вне пределов досягаемости, но главное - случай должен быть простой и показательный. На одну страничку. Один такой у меня есть.
*
Ко мне обратился молодой человек по поводу приступов страха. Тогда это называлось "диэнцефальным синдромом", ставить диагнозы неврозов считалось чем-то почти неприличным. О эта советская стыдливость! Кроме того молодой человек боялся оставаться наедине со своей пятилетней дочерью. И панически боялся острых предметов.
*
Нужно обладать богатой фантазией, чтобы объяснить такое сочетание поражением диэнцефальной области мозга и эмоциональной неустойчовстью. Или не обладать воображением вовсе.
Советсткая психиатрии семидесятых годов - как раз такой случай. Впрочем, такие пайиенты попадали все больше к невропатологам.
*
О том, что он боится оставаться с маленькой дочкой, пациент рассказал мне на пятой встрече. О том, как у него возник первый приступ паники - через три месяца после начала работы. Не подумайте, он не забыл и не вытеснил этих обстоятельств! Он просто боялся рассказать о ней, равно как и стыдился сообщиьть мне об обстоятельствах своей жизни.
Вот почему я не паоверю в снятие подобных страхов за сорок минут. Разве только подавить их? но подавленное - возвращается (с).
*
Первый приступ паники у молодого человека возник, когда он занимался дочкой, вырезал ей картинки. Внезапно у него возникла фантазия - он сожет вскрыть девочку, чтобы увидеть ее внутренние органы. Немедленно вслед за фантазией его охватил страх. Он начал бояться себя. Бояться дочь. Бояться остых предметов. В дальнейшем его жизнь напоминала бесконечное решение задачи о волке, козе и капусте. Он, дочь и острые предметы не должны были сойтись в одной лодке....
*
Он никому не говорил о своей фантазии. Он боялся, что его сочтут опасным сумасшедшим. Он, впрочем, и сам считал себя таким. Обращаясь к докторам он говорил только о страхе, а то и только о приступах сердцебиения.... Пациент много говорил о родителях, дедушке. воспитавшем его... Но никогда не говорил о жене. Наконец я решился и задал ему прямой вопрос. Оказалось, что обстоятельства семейной жизни молодого человека ужасны. Жена пьет. употребляет наркотики. Постоянно пропадает из дому, находится в притонах. О какогй-либо супружеской верности не приходится и заикаться. Молодая женщина спала с кем попало. Иногда - за дозу опия. А иногда и за бутылку портвейна.
*
Было нелепо спрашивать, почему он не рассказал об этом сразу!
*
Его жена в период их знакомства была немногим лучше. Совсем не то - молодой человек. До его жены у него был только один случайный эпизод с женщиной много его старше. Он всегда чувствовал себя очень скованным в сексуальном отношении. Почему вдруг он женился? Подруга забеременела. Ее образ жизни не дал ей спохватиться вовремя. Лишь в конце четвертого месяца беременности она, что называется "спохватилась". Аборты и теперь, увы, не редкость. Тогда аборт был основным средством планирования семьи. Но аборт можно было делать только до 12 недель. Для более позднего вмешательства нужен был или знакомый гинеколог или особые медицинские показания.
*
Молодой человек гинеколога нашел. Но гинеколог вовсе не хотел делать аборт в поздние сроки. Он уговорил моего пациента сохранить ребенка. При этом он в подробностях описал ему, как выглядел бы аборт на этом этапе беременности. Эта картина вызывала у молодого человека первый в его жизни приступ страха! И несколько месяцев он не сказал мне об этом ни слова!
*
Теперь картина была понятна. Играя с дочерью, пациент подумал, что если бы тогда он все же настоял на прерывании беременности, он был бы свободен и его ситуация не была бы такой, какой она есть. Эта мысль была немедленно вытеснена из сознания. Вместо нее перед мысленным взором пациента предстала картина убийства его дочери. И он, он должен был стать ее убийцей!
*
Это был один из немногих случаев, когда освобождение приходит в результате инсайта... Я встреил молодого человека через год. Он уже был в разводе со своей женой и сам воспитывал ребенка. Жена и не претендовала на участие в воспитании.... Вскоре она умерла. Не от наркотиков. Ее жестоко избили, разрыв селезенки, вовремя не распознанный. Кто избил? Выходило, что дело не обошлось без советской милиции.
*
Нужно добавить еще и то, что молодой человек сам был нежеланным ребенком. Его мать часто говорила ему в детстве, что она хотела сделать аборт. Матери довольно часто рассказывают детям такие вещи. Зачем, о Господи?
|
</> |