Записки психиатра
borkhers — 31.03.2012*
Это очередной "алкогольный" эпизод из моей практики. Не знаю почему, но он когда-то поразил мое воображение. Кто не знает, что у больных алкоголизмом повышена переносимость спиртных напитков (толерантность)? Что те дозы, которые может выпить алкоголик во второй стадии болезненного процесса, здорового человека свалили бы с ног, а то и вовсе погубили бы? Кто-кто а я знал это прекрасно. Теоретически. Ну, и от пациентов слышал. Но не видел этого своими глазами.
*
Проходя курсы повышения квалификации в Симферополе, я жил в общежитии. Комнаты располагались блоками по типу 3+2. В одной комнате - три человека, в другой - два, на всех пятерых - общий санузел, кухня - одна на этаж Я жил в комнате на троих. Со мной комнату делили Н. - молодой бородатый психиатр. порядком задвинутый на буддизме, а также С. - хирург, который менял квалификацию на наркологическую. Причины были понятны с первого взгляда. С. был алкоголиком и руки дрожали у него так, что ни о какой работе, связанной с хирургией, речи не было... Соседство с этим человеком для нас, людей относительно трезвых, было мучительно. Трезвым С. практически не бывал, а в состоянии опьянения становился прилипчив, по многу раз повторял одно и то же, утром у него бывали рвоты, ликвидировать последствия приходилось нам.
*
Но мало этого! У С. в Симферополе жил родной брат, также тяжелый алкоголик. Он был частым гостем в нашей комнате. Жизнь в эти часы становилась и вовсе невыносимой. Мы старались ретироваться - благо, наши соседи из комнаты на двоих играли в преферанс. Да и поговорить на профессиональные темы все мы любили...
*
Но и этого мало. Среди курсантов была еще одна женщина-алкоголичка - В. Когда она присоединялась к честной компании, и в соседней комнате укрыться было невозможно. Но в описываемом мною эпизоде она участия не принимала.
*
Как-то раз брат нашего соседа принес 5 бутылок портвейна по 0, 75. С торжеством он выставил их на стол - одну за одной и предложил нам принять участие в возлиянии. Мы отказались и пошли в комнату к нашим соседям. В спину нам донеслось: "И впрямь! Чего там - лишние рты!".
*
Мы не успели расчертить "пулю", как услышали, что дверь нашей комнаты хлопнула и послышался тяжелый топот - шаги удалялись. Мы прислушались. В нашей комнате было тихо. Я встал и пошел посмотреть, что там у нас происходит. Комната была безлюдна. Три пустых бутылки стояли на столе. две бутылки, также пустых, лежали на полу.
Мы застыли потрясенные. Ни я, ни мой сокурсник, имевшие уже лет пятнадцать врачебного стажа не могли представить себе, что такое количество "шмурдяка" может быть уничтожено за пять минут. Однако реальность была именно такой....
*
У брата нашего "сокамерника" вскоре развилась белая горячка. Скорая увезла его прямо из общежития... После выписки он там уже не показывался. Сам С. мужественно продолжал пить все оставшиеся два месяца нашей стажировки. Его час пробил, когда курсы уже закончились. Узнал я об этом из письма коллеги, работавшей в медицинском институте. Она написала мне буквально следующее: В. и С. "пасли козу" в общаге еще неделю...Дело едва не обернулось трагедией - С. попытался выброситься из окна, и его госпитализировали. В отделении выяснилось, что ехать ему некуда. Его оставили в больнице перезимовать. За В. приехал муж и увез ее домой в плачевном состоянии.
*
Никогда, ни до того, ни после не слышал я выражения "пасти козу" применительно к запою.
|
</> |