
записки из блокнота

«Посидеть с ребёнком» – интересно, у кого-нибудь получалось с детьми «посидеть»?.. С ними бегают, прыгают, ползают, кувыркаются, знакомят с этим великанским миром, бесконечно его объясняя и расшифровывая. Когда человеку год, он всё познаёт через глаза и рот, жить ему интересно и весело – хоть он ещё и не может ничего сказать, но его поймут и так: уберегут, подхватят, утешат.
День зачастую начинался в 6 утра – понятно, что всё в доме подчинено режиму малыша. Есть – играть – гулять – спать – есть – играть – и так по кругу. Тем, кто растит или вырастил детей, объяснять ничего не надо, но я всё равно поражалась на свою Элю, как она всё успевает, как умудряется держать в одной руке ребёнка, а второй поварёшку, а какие она печёт рулеты!.. Впрочем, об этом чуть позже и отдельно.
…Папа подхватывает проснувшегося сына на руки – мама в магазине, папа Лёша сегодня на удалёнке, работает дома. Ребёнок тянется к мышке от ноута, папа закрывает комп и начинает объяснять:
– Это мышка, она подключена к компьютеру. Это компьютер, он сейчас спит. Это стакан, из него пьют воду. Это салфетки из вторичной целлюлозы…
Пытаюсь вспомнить, что делала я, когда дети были маленькими, но не могу – они не вспоминаются у меня по-отдельности, всё время вдвоём – и перевернутый дом, и кубики просто везде, сидение на горшках, нескончаемая стирка руками, аллергия на руках от хозяйственного мыла, собирание гулять, муж в вечной командировке, какая-то карусель из слов, манной каши, барабанов, акварельных красок… Как же всё это было-то, и когда?..
…Малыш тащит книжку, все дети любят слушать сказки и рассматривать картинки. Я даю тридцать пятую версию сказки «Маша и медведь» – изложенное в книге давно изучено и поэтому каждый из нас интерпретирует картинки по-своему. «Прилетела бабочка… начинаю я. – Видит: девочка с лукошком на большой-большой дорожке… Ой шо буууиит…»
– А ты помнишь, о чём сказка «курочка Ряба»? – спрашивает Эля.
– О бедности. – говорю я, подумав. – Не нужно старикам золотое яйцо, нужно простое. Есть они хотят, обрыдались над золотым, били его колотили, покуда мышка случайно его со стола не столкнула. Ну и Ряба пообещала им снести обычное яйцо, то есть жизнь понятную и доступную без заморочек – и стало бабе с дедом хорошо.
– Так это в сокращённой версии всё хорошо. – говорит Эля.– А в полной знаешь, как кончается? Там прям беда-беда.
(А полная версия такая:
«Жил-был старик со своею старушкою, и была у них курочка-татарушка. Снесла курочка яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку, а мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася.
Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Рассказал старик о своей беде и что в итоге «он плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася». Просвирня как услыхала – все просвиры изломала да побросала.
Подходит дьячок, спрашивает: зачем она просвиры побросала?
Рассказала она ему про горе – и тут же побежал дьячок на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает: ты зачем колокола перебил? Дьячок рассказал про такое горе попу, а поп побежал и все книги изорвал»).
– Как мне кажется, – продолжает Эля, – смысл сказки в том, как из ерунды люди умеют трагедию сделать. Из мухи слона, одним словом. Всего-то – яйцо разбилось...
…Мыльным пузырям мы с Элей радуемся больше, чем малыш. Он не очень понимает, что это – ему бы цветочки на балконе оборвать, их можно потрогать, это понятно. Открыть холодильник, взять телефон – предметы интересны, их можно познавать. Музыка, песенки, разные слова, вода в ванне, налить-вылить…. Малыш счастлив, радостен и каждый день узнаёт что-то новое – это и важно...
(А строчек в голове у меня не было, рифмы приходили самые примитивные, про задуманные сценарии я забыла вообще. Нет, я хотела. Но не могла. Разучилась. Быть паровозиком могла, а как складывать слова – забыла. А ведь когда растила девчонок, могла и то, и это. А тут как-то… как будто закрылась дверь).
Прогулки по Москве
Алиса спрашивает: где ты хочешь погулять? Мне всё равно, где– главное гулять, ногами. Не ползти. – смеюсь я.
Ок, – говорит Алиса, и мы куда-то идём, идём. Идём по бульвару, все лавочки заняты, жара, беспощадное солнце. Садимся на бордюр в тени деревьев спиной к прохожим, разговариваем.
– А вы не подскажете, правильно ли я иду? – раздаётся слабый голос у нас за спиной.
Обернулись – стоит пожилая женщина с палочкой и собачкой на поводке, в чулках, теплых ботинках, шарфе и куртке.
– Подскажете мне…
– А Вам куда нужно? – спрашивает Алиса.
– Спортивный переулок…
Алиса смотрит в навигатор в телефоне и начинает объяснять: – Вам прямо до вооон того перехода, видите?.. На нём вам нужно повернуть и идти дальше прямо.
– Спасибо… – кивнула женщина и побрела по бульвару.
– Вчера я вот так же села под дерево, – рассказывает Алиса, – и увидела ребёнка, который плакал. Спросила, что случилось – оказывается, он потерялся.
– И как же?..
– Ну как? Пошли искать родителей. Нашли… Притягиваю я их что ли…
Алиса рассказывала и одновременно следила глазами за этой женщиной.
– Она идёт не туда. – вздохнула Алиса. – Она не понимает, куда идёт. Нужно проводить.
Мы догнали эту женщину, отвели на правильный переход и пошли вдоль улицы по навигатору.
– А Вы адрес свой знаете?
– Квартира 27… – ответила та. – Сейчас приду, а меня ругать будут, я давно ищу… Вам лучше этого не слышать…
– А дом вспомнить сможете?
– Дом с подъездом… большой… но вам лучше этого не слышать…
Мы покружились по дворам и каким-то чудом нашли нужный двор, дом и подъезд, нажали на кнопку 27 и нам открыли. Мы вызвали лифт и отправили женщину на 6 этаж, вышли из подъезда и отправились искать кафе, а я всё думала: ох, не дай бох, не дай Боже дожить до такого дня, в котором ты забудешь, кто ты есть и откуда, пугаясь только одного, что тебя сейчас будут ругать…
...
(почти весь июль я была в Москве у детей, на ходу писала в блокнот заметки – вот две из них, позже помещу ещё)

бабушка Маша

гуляем

ищем с Алисой, где живёт этот заблудившийся человек

Алиса,
в кафе
|
</> |
