Запах Русской весны
verola — 29.02.2016Рассказ спасателя. Високосные года я люблю. Как и всё необычное. 29-ое февраля, последний день зимы. Уже завтра - весна!
Как жаль, я не поэт, не рассказать мне о прелестях сей милой поры. О тех чудесных явлениях, которые наполняют мир с приходом марта, волшебных запахах оттаявшего соснового леса вокруг дома.
В последние два года в обиход вошло устойчивое выражение Русская весна, наложившее на восприятие лучшего времени года определённый окрас. Сложно сформулировать, что именно за цвета и оттенки. А вот про запах Русской весны я рассказать попытаюсь.
Много лет назад предложили мне подработать "спасателем". В кавычках потому, что мы никого обычно не спасали, но числились на балансе ещё мало известного Министерства Чрезвычайных Ситуаций. Дело было на Ямале, там с непростыми ситуациями хорошо. В смысле очень плохо. Они постоянно — то там, то тут.
И вот за копейку небольшую, после работы да на выходных, подряжались такие бригады помогать разгребать разный мусор. Дома погоревшие сносить, когда владельцам уже не до того. В лесу противопожарные канавы копать, где надо вручную. По зиме и как топорабочих привлекали - лунки по зимникам сверлили, глубину льда мерили. Да много всякой рутины приходилось делать. Платили немного, зато и работать надо было не целый день, а общагу давали как постоянному сотруднику. И обмундирование роскошное. А деньги мы на стройках зарабатывали, чем были весьма довольны.
Но иногда эта идиллия прерывалась и настоящими авралами, когда поднимали всех, кого только можно, на помощь.
Жарким летним днем трое подростков отправились на рыбалку и не вернулись. Поехали втроём на одном мопеде и пропали. Дорог там совсем немного было, гаишники их быстро все объездили - нет нигде. По тундряку на мопеде особо не покатаешься. Версий было две основных - маньяк или гнус. Ходили тогда байки, что если выпить да заснуть в лесу, комары могут сожрать намертво. А пацаны были теоретически уже в том возрасте, когда могли и выпить на рыбалке.
В общем подняли нас всех, кого только нашли, и добровольцев местных, разбили предполагаемый район пропажи на квадраты и закрепили их за каждой бригадой - прочесывать каждый угол, каждый куст. Были на этих квадратах разные объекты, в т.ч. ОРСы [Отдел Рабочего Снабжения — советская гигантская продовольственная база. Ввиду северной специфики объект особо охраняемый. В.В.], куда без ментов не пускали, так что поиски шли небыстро.
Мне "повезло" оказаться в бригаде, которая нашла трупы. На восьмой день. По запаху. Ребята решили поживиться бензином для мопеда на халяву и залезли в ведомственное подземное хранилище топлива. Знали откуда-то, где можно слить бензина, видно не в первый раз. Это хранилище представляет из себя простой бетонный мешок, закопанный в землю на всю глубину, и в нём цистерна. Сверху только люк, по которому можно забраться внутрь, да система заправки-получения топлива. Вот они и забрались через тот люк, совершенно неохраняемый.
Мы вызвали автокран, он поднял плиты-перекрытия с хранилища, всем собравшимся открылась жуткое зрелище. Так-то их нашли просто фонариком посветив, ноги увидели - и побежали звонить. А тут всё сразу. Три молодых трупа, маленьких ещё даже, 10-12 лет. И двухлитровая стеклянная банка рядом с одним из них. Просто цистерна оказалась почти пустой, а из-за жары внутри образовались пары бензина под большим давлением. Когда открыли задвижку, вместо ручейка жидкого бензина в хранилище ударил поток газа. Только один из ребят и пытался выбраться, судя по положению тел. Какая нелепица, три трупа за два литра бензина. Мопед так и не нашли — украли его, видать.
Но главное, что мне никогда не забыть, это запах. Запах трупов, разлагавшихся более недели в смеси с парами бензина. Ничего страшнее я никогда в своей жизни не воспринимал и очень надеюсь, что не придется. Почему этот запах не идёт у меня из головы, когда я слышу новости про "русскую весну".
Про гибнущих ни за что молодых пацанов на войне, про разрушенные "освободителями" города. И очень отчетливо представляю себе весь обонятельный ряд, когда вижу картинки из ОРДиЛО (Отдельные Районы Донецкой и Луганской Областей) — смерть, тлен, разрушение. И бензин с соляркой.
Захар Р.
|
</> |