рейтинг блогов

Замыкание арки Подольского моста

топ 100 блогов tov_tob16.08.2019 Замыкание арки Подольского моста

То, что давно уже ждали, наконец, случилось в этом году! В течение последнего полугодия происходило замыкание арки Подольского моста. Хотя физически замыкание происходит в течение одной ночи и многие ждали именно этого момента, тем не менее - это очень растянутый по времени процесс, который занял промежуток времени с января по май. Сейчас все работы по замыканию уже позади, на арке практически демонтированы шпренгели и частично срезаны временные опоры, поэтому настало время подробно рассказать о том, как происходило замыкание. Тем более, что многие детали совершенно не очевидны и вы наверняка о них даже не догадываетесь :)

Сегодня вы увидите поистине исторические и эксклюзивные кадры, ведь замыкание арки - это самый сложный и ответственный этап строительства арочного моста (да, по некоторым позициям сложнее чем связи и многое др). Сложный еще и потому, что наш арочный мост - один из крупнейших в Европе и, само собой разумеется, что величина арки и нагрузки на нее напрямую влияет на сложность расчетов и самого замыкания. Это то, про что стоит рассказывать на каналах уровня Discovery. И это то, чем мы можем гордиться, ведь расчеты и работы проведены не забугорными, а отечественными специалистами.

Все это было бы невозможно без слаженной работы команды монтажников, многократных проверок и расчетов, многочасовой безостановочной работы в день замыкания, чтобы снизить и без того большой риск, ведь даже малейшая ошибка могла стать критичной. Все рабочие посты были заблаговременно проверены, а роли каждого участника действа заранее отрепетированы. На случай малейших отклонений от плана были предусмотрены запасные «игроки» и дежурные службы поддержки (электрики, геодезисты, инженеры ОТК и техники безопасности)… Чтобы описать все подготовительные работы к замыканию, понадобится отдельная книга. При этом замыкание арки происходит всего один раз, а учитывая особенности технологического процесса, ошибиться и переиграть заново практически невозможно. Если же вспомнить, что замыкание подвязано еще и под определенные погодные условия, которые никак не зависят от человека... Ладно, обо всем по-порядку :)

Это, кстати, и самый сложный для меня пост по мосту: очень тяжело описать простым языком то количество тонкостей, которые сопровождают замыкание. Отчасти поэтому он так растянулся по времени. И именно поэтому он будет весьма длинным. Так что запасайтесь двумя-тремя чашечками кофе, усаживайтесь поудобнее и давайте разбираться в замыкании :)

Начнем с небольшого теоретического ликбеза. Замыкание - это процесс, присущий не только аркам, и не только мостам. Эта такая штука, которая применяется, как правило, в сводчатых конструкциях и в каждом конкретном случае применение замыкания преследует свои цели. Для чего нужно замыкание на арке Подольского моста (кроме банальщины - соединить арку в единое целое)? Собранная арка зажата между берегами и при увеличении температуры воздуха поднимается вверх за счет теплового расширения. Учитывая огромность арки Подольского моста (тысячи тонн металла) и внушительную площадь нагрева от солнца, перемещение вверх-вниз только в течение суток измеряется сантиметрами, а разница между наиболее холодными зимними днями и наиболее жаркими летними - будет составлять уже десятки сантиметров. Можете себе представить силу, которая должна воздействовать на арку, чтобы приподнять железяку весом свыше 5000 тонн?

В этой силе кроется главная сложность строительства арки: замыкание сегментов арки между собой это стыковка тысячетонных кусков металла, длиной по 150-200 м, которые ежеминутно перемещаются между собой. При этом замыкание занимает несколько недель, которые уходят на сварку всех швов и внутренние болтовые соединения. Поэтому нельзя просто взять и сварить все швы: пока вы будете выполнять монтаж, тепловое расширение быстро достигнет такой силы, что все швы просто разорвет.

Чтобы нагляднее увидеть величину смещения незамкнутых сегментов арки Подольского моста между собой, посмотрите этот небольшой таймлапс. За какие-то четыре часа температура поднялась на 10 градусов и соседние сегменты сместились сразу на несколько сантиметров (да еще и в разных плоскостях). Ниже вы увидите, в какой точке было снято это видео.



1. Итак, замковый стык. Полутораметровый разрыв между разными сегментами арок. Там, где он располагался, по понятным причинам пропеллерные фермы связей сразу не устанавливались. Однако недостающие фермы были заранее собраны на определенную температуру, предварительно рассчитанную по графикам. Их монтаж мог быть выполнен только после замыкания и достижения заданной температуры, иначе бы они просто не стали на свои места.
Замыкание арки Подольского моста

2. Как думаете, с чего начинается замыкание?
Замыкание арки Подольского моста

3. Началось оно с регулировки положения арки в пространстве. Точные измерения показали, что перед замыканием оси арок были смещены на 27 мм относительно друг друга. Что такое 27 мм для моста длиной в 350 000 мм? Вроде немного, но это больше половины толщины стенки арки и подобное смещение недопустимо. Год назад перед началом монтажа связей эти смещения были еще больше и также регулировались. В этом году пришлось регулировать повторно, так как северная часть временных опор просела под весом связей и благодаря постоянному раскачиванию от температурных изменений.
Замыкание арки Подольского моста

При регулировке арка сначала сдвигается на необходимое расстояние домкратами, а затем происходит установка новых временных подкладок, чтобы зафиксировать арку в нужном положении.

4. Наступает время установки фиксирующих вставок. Для простоты их называют «рыбками» и на этом фото хорошо видно почему :)
Замыкание арки Подольского моста

5. «Хвост» рыбки изготовлен со значительным запасом и подрезается непосредственно перед установкой. Величина, на которую обрезается хвост, зависит от температуры, при которой предполагается замыкать арку. То есть, если после установки рыбок не выполнить вовремя замыкание, то рыбки придется демонтировать и либо ждать необходимой температуры через полгода, либо подрезать заново. Почему так, вы сможете понять по следующим фото.
Замыкание арки Подольского моста

6. Монтаж рыбок происходит довольно быстро, но с ним тоже есть хитрости. Дело в том, что расстояние между краями арки меньше, чем длина рыбки, и приходится ее аккуратно ставить под определенным углом.
Замыкание арки Подольского моста

7. Рыбка ныряет в арку :)
Замыкание арки Подольского моста

8.
Замыкание арки Подольского моста

9. Поначалу рыбка подвешивается между арками с помощью четырех временных швеллеров.
Замыкание арки Подольского моста

10. Такое решение необходимо для того, чтобы спозиционировать рыбку относительно арки, прежде чем она будет закреплена штатными пластинами и болтами. Также при тепловом расширении арок рыбка будет свободно скользить между ними на швелерах.
Замыкание арки Подольского моста

11. Установленная нижняя рыбка между арками.
Замыкание арки Подольского моста

12. Обе рыбки на месте. Непривычный вид на замковый стык, да? :)
Замыкание арки Подольского моста

13. Далее рыбки соединяются между собой дополнительными вертикальными пластинами, которые требуются для придания жесткости конструкции.
Замыкание арки Подольского моста

14.
Замыкание арки Подольского моста

15. Перед замыканием рыбки закрепляются пластинами к одной из арок, другой же конец рыбок остается свободным и фактически именно на нем будет происходить замыкание. Тут также хорошо видно, что все места соединений предварительно отпескоструены, а красные торцы болтов говорят о том, что они затянуты динамометрическим ключом и готовы принимать нагрузку, которая ляжет на них после замыкания.
Замыкание арки Подольского моста

16. Противоположный конец рыбок, как я уже писал выше, остается свободным. Но если соединение арки и рыбки на предыдущем фото можно сделать не спеша и почти в любой момент, то соединение этого конца рыбки со второй частью арки и является замыканием. Поэтому его необходимо выполнить максимально быстро и только в тот момент, когда прогноз погоды будет соответствовать всем необходимым критериям. Кроме того, стальные пластины, которыми с этой стороны будет соединяться арка с рыбкой, также сверлятся в расчете на определенный прогноз погоды. Хотя диаметр отверстий превышает диаметр болтов на 5 мм, это все равно требует максимального точного попадания в прогноз по температуре, иначе отверстия на пластинах, на арке и на рыбке просто не сойдутся между собой.
Замыкание арки Подольского моста

Кстати, как вы уже наверняка догадались, видео с линейкой было снято именно на этом стыке :)

17. На этом фото хорошо видно, почему рыбки пригодны лишь к определенной температуре: зазор между рыбкой и соседним сегментом арки крайне мал и при повышении температуры арки просто упрутся друг в друга. Также незадолго до замыкания все поверхности пескоструятся. Пескоструйка – небыстрый процесс, а воздух в начале весны довольно влажный. Поэтому эта операция делается не более чем за сутки до замыкания, максимально быстро и одновременно на обеих арках. До начала замыкания очищенные стыки были защищены пленкой от коррозии.
Замыкание арки Подольского моста

18. Аналогично пескоструятся и пластины, которыми будет соединена арка с рыбками.
Замыкание арки Подольского моста

19. Правый край пластин оставлен широким и свободным, т.к. отверстия по одной из сторон сверлятся из расчета на определенный температурный прогноз незадолго до замыкания. В общем, как видите, для замыкания много чего подгоняется по месту.
Замыкание арки Подольского моста

20. Из-за изменения прогноза погоды в изначально выбранную ночь замыкания арки, пластины пришлось сверлить по два раза. Погрешность в пару миллиметров здесь недопустима и поговорка про «семь раз отмерь» сюда подходит как нельзя лучше.
Замыкание арки Подольского моста

Наконец, наступила долгожданная ночь замыкания арки. На этот раз прогноз погоды полностью соответствовал необходимым критериям: температура воздуха ночью опустилась до необходимого значения, которое практически не будет меняться с полуночи и до утра (фактически получилось даже с хорошим запасом и температура оставалась одинаковой практически 12 часов подряд), а также есть небольшой тренд на повышение на следующий день.

21. Почти полночь, тишина и ночной город вокруг. Народ еще собирается на самую необычную ночную смену в истории моста и в воздухе витает магическое ощущение, будто находишься на границе смены эпох. Вроде понимаешь, что сегодня арка должна быть замкнута и самый долгожданный и ответственный этап строительства моста стает историей, но к этому шли настолько долго, что мозг еще не до конца верит тому, что это произойдет всего через считанные часы.
Замыкание арки Подольского моста

22. Если бы вы в тот момент оказались неподалеку от моста, то удивились бы обилию света на замковом стыке :)
Замыкание арки Подольского моста

23. Соединение арки с рыбкой происходит с помощью малых (вертикальных) и больших (горизонтальных) пластин. Сначала на свои места распределяются малые пластины.
Замыкание арки Подольского моста

24. Пространства внутри замкового стыка не то чтобы мало, его очень мало.
Замыкание арки Подольского моста

25. Малые пластины тут же ставятся на свои места.
Замыкание арки Подольского моста

26.
Замыкание арки Подольского моста

27. Как видите, с каждой стороны от рыбки и ребер арки ставится по две пластины, чтобы обеспечить необходимую прочность конструкции.
Замыкание арки Подольского моста

28. Устанавливается по четыре ряда болтов со стороны рыбки и со стороны арки. Избыточные отверстия, которые видно справа, просто не используются. Часть из них была выполнена на заводе про запас, часть оказалась лишней после переноса даты замыкания.
Замыкание арки Подольского моста

29.
Замыкание арки Подольского моста

30.
Замыкание арки Подольского моста

31. На первом этапе все болты закручиваются шуруповертом. Финальная затяжка динамометрическим ключом будет проводится после установки всех пластин.
Замыкание арки Подольского моста

32. Работы на каждой арке ведутся независимо друг от друга, но, безусловно, важно, чтобы после начала повышения температуры утром, все пластины и болты были установлены и затянуты на обеих арках.
Замыкание арки Подольского моста

33. Наступает черёд больших пластин.
Замыкание арки Подольского моста

34. Закидывать их наверх – это адский труд, ведь пластины весят десятки килограмм.
Замыкание арки Подольского моста

35. И опять таки: очень мало места, что еще больше усложняет работу.
Замыкание арки Подольского моста

36. Суммарное количество таких пластин на каждой арке – 24, из них три четверти нужно закинуть на верхние уровни замкового стыка.
Замыкание арки Подольского моста

37.
Замыкание арки Подольского моста

38. Если у вас успело сложиться впечатление, что самое тяжелое – закинуть пластины наверх, то это не так. Самое тяжелое – поставить пластины на место. Как вы помните, пластины ставятся по две с каждой стороны от тела рыбки. Верхние пластины просто кладутся плашмя на рыбку и совмещаются с отверстиями на ней. А вот две нижних нужно поднять одновременно вверх, прижать к рыбке и при этом точно совместить все отверстия, чтобы попасть в них болтами. А ведь вес двух широких пластин вместе около 150 кг (!!!). Ах да, не забудьте к этому добавить ограниченное время на все эти «упражнения».
Замыкание арки Подольского моста

39. Чтобы проще попадать в отверстия на рыбке, в ход идет смекалка в виде веревок, которые заранее продевают в нужные отверстия на всех пластинах.
Замыкание арки Подольского моста

40. Подготовка к установке очередной пачки пластин.
Замыкание арки Подольского моста

41.
Замыкание арки Подольского моста

42. На широких пластинах повторяется операция с болтами и шуруповертом.
Замыкание арки Подольского моста

43. Тем временем начинается такой нежеланный сегодня рассвет (кстати, было очень красиво).
Замыкание арки Подольского моста

44. Гонка со временем приближается к финишной прямой.
Замыкание арки Подольского моста

45. Но, как я уже говорил, прогноз погоды был выбран с запасом и повышение температуры начнется значительно позже. Поэтому пока еще есть несколько часов для завершения всех работ.
Замыкание арки Подольского моста

46.
Замыкание арки Подольского моста

47.
Замыкание арки Подольского моста

48. Количество кадров с подъемом пластин вам, наверное, уже кажется бесконечным... Но в ту ночь количество самих пластин казалось именно бесконечным и никакие фото не смогут передать количество усилий, которое было приложено, чтобы замкнуть арку и успеть поставить все болты.
Замыкание арки Подольского моста

49. Наконец все болты на своих местах и начинается второй этап закрутки: затяжка динамометрическим ключом.
Замыкание арки Подольского моста

50. Если вы никогда не сталкивались с таким ключом, то его суть очень проста: на ключе закреплен микрометр, который фактически показывает усилие, с которым затягиваются болты. Гайки на болтах нужно затянуть с определенным усилием, иначе такое соединение не будет достаточно надежным. Также важно не перестараться и не перетянуть болты.
Замыкание арки Подольского моста

51.
Замыкание арки Подольского моста

52. Красота! После затяжки каждый затянутый болт будет помечен красной краской, чтобы не путать полностью готовые болты с другими.
Замыкание арки Подольского моста

53. Что ж, все пластины и болты на месте, то есть арка уже представляет единое целое и физически замыкание завершено. Можно было бы вздохнуть с облегчением, если бы не одно но: крепления к временным опорам. Кроме того, прогноз погоды на ближайшую ночь и последующие дни показывал понижение температуры, а это уже означало, что арку начнет с невероятной силой прижимать к временным опорам, что ничем хорошим не закончится. В лучшем случае сломаются временные опоры, в худшем – переломиться сама арка в точках контакта с временными опорами. Поэтому первое, что нужно сделать после замыкания – срочно срезать лишние крепления и освободить арку.
Замыкание арки Подольского моста

54. Работа закипела сразу на всех возможных точках. Временных опор, на которых лежала арка, было восемь, а количество точек крепления арки к опорам еще больше. Важно успеть до ночи освободить арку, чтобы не дать ей остыть и упереться в опоры.
Замыкание арки Подольского моста

55. Погода в середине дня начала портиться: то снег, то солнце. Этот день, как и ночь замыкания, были самыми нервными за последние годы.
Замыкание арки Подольского моста

56.
Замыкание арки Подольского моста

57. Учитывая массивность арки, ей нужны соответствующие массивные крепления. Поэтому крепления просто взять и срезать нельзя, приходится это делать мелкими шагами, отрезая мелкими кусочками пластины металла.
Замыкание арки Подольского моста

58. В 23:30 последние работы, наконец, завершаются... Арка освобождена и больше не закреплена на временных опорах. Самый ответственный кусочек истории Подольского моста занял немногим более суток. Некоторые добровольцы даже не ушли утром на пересменку и остались до ночи срезать крепления, так как все принимавшие участие в замыкании понимали, что от них в этот день как никогда прежде зависит результат многолетней работы по строительству моста. Кстати, когда замыкался один из самых больших китайских арочных мостов, из-за ошибки в расчетах работы растянулись почти на два месяца.
Замыкание арки Подольского моста

59. По мере освобождения от креплений арку, кстати, очень хорошо водило по несколько сантиметров из стороны в сторону. Это неудивительно: опоры освобождаются от веса арки, сама арка перераспределяет нагрузку и начинает нести сама себя. После срезания креплений арка приблизилась к опорам на 120 мм, что превысило проектные расчеты на 50 мм. Авторам проекта и технологам пришлось изрядно понервничать в течение последующей ночи, пока на утро не выяснилось, что разница набежала из-за привставших опор (35 мм) и более низкой температуры воздуха, чем ожидалось (еще 15 мм).
Замыкание арки Подольского моста

60. Срезанные крепления.
Замыкание арки Подольского моста

61. Можно оценить насколько сильно сместилась арка в сторону относительно временной опоры.
Замыкание арки Подольского моста

62.
Замыкание арки Подольского моста

63. С большого расстояния, конечно, кажется, что с аркой ничего не изменилось. Но это уже не так :)
Замыкание арки Подольского моста

Чтобы наглядно посмотреть, насколько поднимается арка при нагреве, вот вам еще два небольших таймлапса, отснятых пару месяцев назад в первой половине дня на этой же самой точкпе. Самое поразительное видно на втором видео: арка при нагреве смещается в ту сторону, откуда светит солнце! Это совершенно не очевидный факт, когда разговор заходит о тепловом расширении арки.



64. Итак, арка фактически замкнута, все сегменты надежно зафиксированы между собой, и пора провести окончательную сборку коробки замкового стыка. В первую очереди на болты устанавливаются внутренние ребра жесткости. Затем снимаются размеры под «крышку» и «дно»: это толстые стальные плиты (толщина 50 мм), которые привариваются снизу и сверху арки. Их размер на заводе выполнен с запасом, и, как и многие другие детали замкового стыка, они подрезаются под окончательный размер уже на месте.
Замыкание арки Подольского моста

65. Установленная «крышка» собственной персоной. Но впереди еще несколько недель работы со стыком.
Замыкание арки Подольского моста

66. А так варят стыки между «дном» и аркой. Это еще не самые тесные условия.
Замыкание арки Подольского моста

67. Приваренная «крышка».
Замыкание арки Подольского моста

68. Все сварные швы (а их тут километры) тщательно проверяются ультразвуком.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
...
Сам факт, что детей могут забрать у родителей, исходя из каких-то непонятно кем придуманных критериев, что невесть кем назначенные чиновники могт запросто приходить в жилище и смотреть условия их проживания, говорит об одном. Дети более не ...
Весь день провел на Intersec. Ноги отваливаются. Пришел в отель малость передохнуть перед ужином. Подробности позже. Ща могу написать только что выставка реально интереснее всех отечественных. Вид у меня из ванны заебись щас: Прокатился в местном метро, вход в которое ...
У большинства людей, работающих вместе со мной, инстинкт самосохранения и усталость заглушены страхом. Страхом потерять работу- единственный источник средств, чтобы выжить. Когда работаешь в ночную смену, чувствуешь себя, как загнанная лошадь, не суть важно, была ли эта работа сопряжена ...
Гетман Иван Мазепа (20 марта 1639 - 22 сентября 1709) Последним великим гетманом был Иван Мазепа, чье имя в официозной имперской историографии стало, наряду с именами Курбского и Власова, синонимом «изменничества». Между тем, заключая союз с Карлом ...