Заметки на полях фестиваля - 1

топ 100 блогов kolobok197310.05.2024 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Нынешний год, наверно, первый за много лет моих личных наблюдений за ММКФ, когда мои предпочтения полностью, стопроцентно совпали с компетентными оценками высокого жюри    -  в этот раз конкурс документального кино 46-го Московского Международного кинофестиваля оценивали южноафриканский режиссер и сценарист Рехад Десай, турецкий режиссер Хакан Айтекин и российский кинематографист Сергей Головецкий.  Поставив во главу угла гармонию формы и содержания, жюри отметило наградой и специальными упоминаниями вполне разноплановые шедевры авторской кинодокументалистики    -    и философское осмысление мироздания через призму художественного таланта, и  оммаж человеческому мужеству и гражданскому подвигу, и  остроумно снятую личную историю с замахом на  социологическое обобщение.  Из восьми конкурсных документалок пять так или иначе связаны с постсоветским пространством     -    случайное ли это совпадение или неизбежное следствие культурной глобализации, решайте сами.

Два фильма-портрета     -   «Нелюбимка» молодого свердловчанина Станислава Сорокина и «И жили они долго и счастливо, или почему динозавры  вымерли» Дарины Умновой  -    наглядные примеры того, как личная симпатия автора к своим героям  позволяет или не позволяет сохранять критическое мышление и способность на объективные и беспристрастные оценки.  Обоих режиссёров не назовёшь новичками кинодокументалистики (хотя для Сорокина «Нелюбимка»   -  дебют в полном метре), оба дают своим героям раскрыться, пытаясь свести авторское присутствие и авторский взгляд к минимуму  (у Умновой это получается, у Сорокина не очень).  Оба кинопортрета скроены по классическим лекалам апологетического изображения, при этом герои обеих картин вызывают инстинктивное отторжение у зрителя    -    тот ли это результат, на который рассчитывали авторы?....


Заметки на полях фестиваля - 1


«Нелюбимка» стала первым за много лет попавшим в документальный конкурс ММКФ фильмом Свердловской киностудии, пытающейся сейчас обрести второе дыхание и активно продвигающей  кинопродукцию с региональным, уральским позиционированием   -    спродюсированный и снятый уральцами фильм «Пришелец» (реж. Иван Соснин), например, был в этом году единственной картиной отечественного производства, отобранным в художественный конкурс.    Не превратить полнометражный фильм в рекламный ролик, наклеивая региональный бренд, не принести содержание в ущерб форме и тому самому бренду, отличать региональную специфику от местечковости, не терять чувство соразмерности    -  талант, данный немногим.  По-своему понятное и похвальное желание снять промо-ролик о своей малой Родине должно опираться на выбор достойной натуры, когда  герои вызывают зрительское уважение или хотя бы не вызывают отторжения.  Урал    -    вековая земля тружеников, изобильная талантами,  и когда главным героем апологетического киноочерка выступает «молодёжная» музыкальная группа, состоящая из инфантильных персонажей  далеко за тридцать   -  под сорок,  случайно раскрутившаяся с помощью завирусившегося видео песни с примитивным текстом на трёх аккордах,   -   та ли эта реклама, которая нужна региону?....

Данил Прытков, фронтмен группы NILETTO, случайно прорвавшейся в чарты с «Любимкой», кумир даже не тинейджеров, а скорее младших школьниц, испещрённый татуировками и поигрывающий накачанным бицепсом на камеру,  смотрится пришельцем даже не из начала 90-х, а из конца 80-х   -   именно тогда эфиры были забиты мальчиковыми группами  и мяукающими голосами.  С придыханием говорит о том, что его коллектив продвигал на ТВ Андрей Малахов.  Со звериной серьёзностью рассуждает о наступившем «выгорании»  (концертная биография измеряется одной-единственной «Любимкой»),  муках творческого поиска при создании попсовых хитов и о том, что делать, если хит только один и новых не предвидится.   Гордо заявляет «Мы поднялись»    -  о том, что в концертном райдере больше нет обычного доширака.   Называет «творческим процессом»  расслабленное сидение на диване, пока звукарь-компьютерщик колдует над аранжировкой  (это раньше нужно было уметь петь и играть, а в компьютерный век вовсе необязательно). Самоиронии ноль, словарный запас как у Эллочки-людоедки, уровень рефлексии примерно как у неё же.  Его собратья по коллективу сетуют на то, как растущая популярность лишает свободы ничегонеделания:  «Раньше мы жили, а сейчас жизни нет».

Первая, экспозиционная часть фильма перегружена однообразными утомительными монологами, и дальше хочется смотреть на ускоренной перемотке.  Внезапно видеомонолог превращается в роуд-муви: группа NILETTO   в поиске спасения от выгорания  едет к своим корням    -    в концертное турне по городам Свердловской области.  Примечательно, что внезапно свалившаяся на голову популярность не совсем сносит крышу товарищам по коллективу    -   дети заводских родителей  (Северский трубный завод в Полевском, завод в Верхней Салде),  они не утрачивают  уважения к рабочим профессиям,  представления о социальной норме    -   ведь успех случаен и преходящ, а заниматься в этой жизни нужно чем-то достойным.

Пожалуй, самое интересное в «Нелюбимке»   -  кадры общения музыкантов со зрителями,  работы с аудиторией.  Заводские цеха сменяются школьными классами. Социальный инфантилизм    -   неумение разговаривать с людьми, отвечать на серьёзные вопросы, заштампованность речи, состоящей из клише и сленга     -   настоящая примета времени.  Людям, одинаково разговаривающим с третьеклассниками и с заводскими работягами, сложно понять, почему их творчество пребывает в застое и не развивается.  Одновременно удивляет невзыскательность аудитории, собираемой на выступления гастролёров   -   ведь отнюдь не все слушают из вежливости, кому-то такое «творчество» явно заходит.   Успех группы уровня провинциального ДК в третьей столице России с прекрасным оперным театром и многолетними традициями самобытнейшего русского рока объяснить откровенно сложно,  В фильме многие музицируют    -   и малолетние ученики музыкалки, которую окончил герой, и его родной отец, гармонист-любитель, и его друзья и наставники,   -  все они, и профессионалы, и дилетанты, поют и играют лучше фронтмена NILETTO.  Сам герой своё творчество называет «проект», собирается переквалифицироваться в стриптизёры, а его собратья по коллективу в открытую признают, что диджей в клубе -  их потолок.    Однако полмиллиарда просмотров пусть хоть и единственного хита    -    аргумент для автора фильма неубиваемый.

Совсем по-другому смотрелась бы «Нелюбимка», если бы  автор на том же материале снял философское размышление о природе дешёвой популярности и массовой культуры, о бренности славы, о случайности симпатий масс и их преходящей природе. О рандомном выборе кумиров в век кризиса смыслов, господства информационных технологий и клипового мышления.   О некритическом отношении к самому себе.  О пагубности отказа от саморазвития и самосовершенствования.  Но нет,    -  режиссёр снимает своих героев, как они сами выражаются, «на серьёзных щщах»,  не снимая розовых очков, пытаясь разглядеть смыслы там, где их изначально не водилось.


Заметки на полях фестиваля - 1


Если герои «Нелюбимки» алчут популярности  и ищут себя в творчестве, то героиня   фильма-портрета   молодой документалистки Дарины Умновой  «И жили они долго и счастливо, или почему динозавры вымерли» актриса тольяттинского Молодёжного драматического театра Яна Лемешева  ищет исключительно личного счастья.  Фильм-портрет, снятый на крупных и сверхкрупных планах, разбит на главы,  каждая из которых незатейливо озаглавлена по имени очередного мужчины героини.  Череда любовей и влюблённостей размечается огромными, во весь экран, титрами типа «ВСЁ!!!  ВЛЮБИЛАСЬ!!», что гораздо больше ассоциируется с девчачьими подростковыми альбомами, нежели с мышлением взрослой, тридцать плюс, женщины, матери уже задающей вполне серьёзные вопросы девочки,  -   к вопросу о социальном инфантилизме как о примете времени.

Композиционно фильм состоит из перманентного монолога героини, перемежаемого кадрами хоум-видео, отрывками из спектаклей.  Чувствуется, что для режиссера Дарины Умновой Яна   -  материал уже знакомый: будучи студенткой ВГИКа, она уже снимала Яну в короткометражке, и сложившееся чувство доверия между автором и героиней позволяет, например, снимать абсолютно интимные диалоги между Яной и маленькой дочерью  (например, эпизод откровенного разговора с дочкой о родном отце, давший  наименование фильму   -   «Мама, у меня ещё один вопрос, почему динозавры вымерли??»    -   высший пилотаж режиссуры), и одновременно даёт повод для подозрений в постановочности, случайно подловить такое просто невозможно..

Как и монологи героя «Нелюбимки», излияния Яны хочется ускоренно промотать    -   практически весь хронометраж  фильма искренне недоумеваешь, как можно растянуть  это бесконечное самораздевание не просто на полный метр, а на целых два фильма подряд.  Режиссёр Умнова говорит:  «Мы даже в титрах не указываем сценариста, вроде как сам Господь Бог  написал».  С помощью то ли Господа Бога, то ли собственного жизненного опыта очень быстро понимаешь, что героиню интересует не чудесное таинство влюблённости, а поиск того, кто сможет взять на себя погашение её кредита в миллион рублей  - любой потенциальный претендент на руку и сердце рассматривается исключительно в этом ключе.

При просмотре не можешь избавиться от бесконечного когнитивного диссонанса, вызванного непримиримым противоречием между формой и содержанием     -    режиссёр  хочет снимать лирическую, практически элегическую картину о нелёгкой женской судьбе,  о хрупкой девушке с творческой профессией,  а на экране хищник, полностью посвятивший себя борьбе за выживание. В героине причудливо сочетается несочетаемое  -  с одной стороны, театральная актриса, открывшая свою танцевальную студию, преподающая одновременно танец и акробатику, искусство и спорт.  С другой  -    чрезвычайно прозаическая, без намёка на романтизм особа, матерящаяся на камеру и напевающая маленькой дочери строчки, выражающие жизненное кредо: «Надо жить, умеючи, надо жить, играючи, в общем надо, братцы, жить, припеваючи» .  С одной стороны, работа в театре, собственная студия, «Я по жизни победитель», подработка в рекламе, вереница мужчин, готовых подставить плечо и принимать  героиню такой, какая она есть, родители, пусть попивающие и малообразованные, но любящие и заботливые, с другой  -  параноидальный страх голода, нищеты, одиночества, бытовой неустроенности, страх остаться без мужчины, постоянные жалобы на нехватку денег, на невозможность полноценно воспитывать дочь. Страхи и фобии, объяснимые в лихие и голодные 90-е, сегодня выглядят странно в устах творческого человека, занимающегося любимым делом, не социального изгоя, не ребёнка из неблагополучной семьи, не многодетной матери-одиночки, не обделённой мужским вниманием женщины.  С одной стороны, демонстративно-вызывающая сексуальность, постоянный поиск партнёра, «пойду на фитнесс, накачаю ж….пу, поеду в Москву, буду вебкамщицей, сниматься в  Доме-2 или в клипах у Тимати», с другой   -  впитанные с молоком матери  мужененавистнические комплексы,  «устала быть женщиной с яйцами».  

На пресс-конференции картины на ММКФ героиня ухитрилась одновременно расплакаться, жалуясь на горькую жизнь,  и одновременно объявить о поиске жилья в Москве.  Если режиссёр планировала нарисовать образ, лишённый внутренней цельности, одновременно притягательный и отталкивающий, то у неё получилось. Отдельной похвалы заслуживает мастер крупных планов, оператор   Сергей Амирджанов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наша знакомая зачем-то сначала побрила налысо свои прекрасные локоны, затем снялась для проекта абсолютно голой(охренительно получилось, кстати, фигура-то хорошая, ниже есть ссылка на фото), потом участвовала во всяких феминистских сходках, а в конце концов даже начала писать в соц ...
« Ложь — это воплощение зла. » Виктор Мари Гюго В одном пруду стояла спокойная жизнь. Узенькая протока, виляющая и теряющая своё начало в зарослях камыша, едва пополняла бассейн свежей водой. Незваные гости не беспокоили водоем: крупная рыба не заглядывала, щука не заплывала. ...
Ну что? Всех с праздником? Весна все ...
Я уже предлагала перенести органы управления страной за МКАД . Теперь меня не устраивает Мавзолей и кладбище посреди столицы. Не дело, когда на главной ...
有鱼 1997 戴泽 ...