ЗАЛОЖНИК РОЛИ МОЛОДОГВАРДЕЙЦА ОЛЕГА КОШЕВОГО
ygashae_zvezdu — 11.06.2019Из массы молодых актеров, дебютировавших в фильме Герасимова «Молодая гвардия» самая убогая профессиональная судьба сложилась у Владимира Иванова (1924-1995). Убогая, не значит трагическая. Трагедия была в жизни сыгравшего Тюленина Сергея Гурзо (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/150402.html), а у Владимира Иванова все обстояло очень спокойненько.
Вот об этом и поговорим.
Большие простои в работе Иванову помог выдержать характер, закаленный войной. Отец парня был профессиональным певцом, и погиб на фронте под Москвой.
Скоро в армию призвали и Володю. Парень пополнил ряды артиллерийских разведчиков, был трижды ранен, несколько раз награжден.
Едва демобилизовавшись, поступил в ГИТИС.
В это время в театре киноактера Сергей Герасимов готовил спектакль по книге Фадеева «Молодая гвардия». Спектакль уже был отрепетирован, вот только не было исполнителя на роль Олега Кошевого. Увидев Владимира, Герасимов сразу понял, что он подходит.
И не прогадал.
Иванов не только подходил фактурно, он еще и в роль вцепился тридцатью двумя зубами, начав репетировать. Актеры, играющие немцев, то и дело обращались к Герасимову, чтобы он урезонил молодого человека, - проходя мимо них по коридору, тот едва не набрасывался на ребят с кулаками. Изобретя собственную методику подготовки к роли, Владимир устроил перед премьерой голодовку. Уже во время съемки «Молодой гвардии» он таки потеряет от голода сознание и загремит в больницу.
Премьера потрясла культурную общественность столицы. Молодых актеров после каждого спектакля провожали толпы поклонников.
А вскоре Герасимов получил добро перенести роман на экран.
Не знаю, как там обстояло дело с ролью Кошевого в пьесе, но прочитав киносценарий, Владимир почувствовал неладное. Роль флагмана Кошевого оказалась выписана нарочито плакатно и сильно проигрывала ролям Любки Шевцовой, Ульяны Громовой, Сергея Тюленина. Особенно смущала Иванова сцена клятвы молодогвардецев. Расстроенный он пришел на переговоры к Фадееву.
Вот что актер об этом вспоминал:
«Я распалялся все больше:
— Я понимаю, Александр Александрович, что мысли о своем народе и о партии — это наши самые сокровенные мысли! Но мы их храним в душе! Мы не высказываем их вслух, тем более в юношеском возрасте. Мы не вкладываем эти мысли в живую речь! Мне кажется, насколько образы Сережи Тюленина и Любы Шевцовой выписаны живо и жизненно, настолько роль Олега написана плакатно, и я не смогу ее сыграть так, как требуется!
Я тяжело вздохнул.
— Ты глубоко ошибаешься, мой друг, — тихо заговорил Александр Александрович. — Перед лицом врага мысли о партии и о народе мы высказываем громко, в полный голос! В тяжелых цепях оккупации, в цепях запрета слова о принадлежности к партии и слова, обращенные к своему народу, звучат особенно желанно и радостно, и их тоже произносят вслух, и даже торжественно, и даже, можно сказать, с наслаждением! Ты понял меня?
— Понял, — встрепенулся я.
— Лишним доказательством этому служит текст клятвы молодогвардейцев, которую они составили сами. Ты знаешь, что текст клятвы был написан самим Олегом Кошевым?
— Знаю.
— А разве в тексте клятвы нет, как ты говоришь, «высокопарных», «напыщенных» слов?
— Есть.
— Тогда в чем же дело? Повторяю: ты глубоко ошибаешься. Но, пожалуй, не в этом главное. Главное в том, что если убрать из уст Олега слова о партии и о народе, то все произведение превратится в мелкую бытовую мелодраму. Оно потеряет всякий смысл. Оно не будет иметь социального значения. Запомни это раз и навсегда. Если ты это поймешь, тебе будет очень легко играть свою роль. Ни я, ни Сергеи Аполлинарьевич не допустим изменений в тексте»…
Ну и так далее.
В общем, Фадеев Иванова заболтал, советуя ему повстречаться с краснодонцами, поколоть дрова в доме Кошевых, попытаться обрести нужное самочувствие прогулками у Мавзолея. Встреча завершилась просьбой Фадеева в ближайшее время ему не звонить, ибо он уезжает по делам и надолго.
Роль от этого, понятно, лучше не стала, хотя Иванов выжал из нее все возможное. Зритель отдал предпочтение героиням Мордюковой, Макаровой, Гурзо. Даже играющий третьестепенную роль Юматов смотрелся на экране лучше; даже роль предателя Стаховича, доставшаяся Евгению Моргунову, выглядела драматичнее.
За «Молодую гвардию» Иванов получил Сталинскую премию. Его приняли в партию. Владимир сам еще не понимал, насколько роль Кошевого перелопатила его карьеру в сторону уничтожения.
Хуже всего, ему пришлось расстаться с ГИТИСом, где не стали терпеть съемки студента в кино. Парень перешел на курс Герасимова во ВГИК. По существу театральный актер оказался в чуждом мире кинематографии.
А кинематография стояла, придавленная малокартиньем. Из всех дебютантов «молодогвардейцев» продолжали обильно сниматься только Сергеи Гурзо и Бондарчук. Остальных ждал долгий простой. Только в 1955 Иванов получил роль в фильме Ростоцкого «Земля и люди», но громкого продолжения не последовало, хотя актер не отказывался даже от эпизодов. Так он сыграл заключенного концлагеря в картине соученика по ВГИКу Сергея Бондарчука.
Поняв, что ловить в кино, где все его держали за Кошевого, нечего Иванов уволился из штата «Мосфильма», решив, быть Кошевым и только. Перейдя в на эстраду, он колесил по стране с чтением отрывков из романа Фадеева и рассказами о съемках. В 1980 написал книгу «Самая дорогая роль», сами догадайтесь о чем.
В общем, о роли Кошевого Иванов похоже не жалел, считая, будто ему повезло.
Значит, повезло. Главное, как к этому относился он сам.