ЗАКОНЧИВШЕЕСЯ ВРЕМЯ АКТЕРА ЛЕОНИДА ГУБАНОВА
ygashae_zvezdu — 09.10.2022Леонид Губанов (1928-2004), еще один актер попавший под маховик системы Станиславского (ЕЩЕ ОДИН ЗАЛОЖНИК МХАТА ЮРИЙ ПУЗЫРЕВ).
Переживший блокаду Ленинграда парень, сразу после окончания школы-студии МХАТ, был принят в труппу прославленного театра.
Губанов не изменял не только МХАТу, проработав на его сцене сорок с лишним лет, он и репертуару МХАТовскому не изменял, и вот с этим наличествовала проблема, ибо время требовало новых песен актерских студий а-ля «Современник», а МХАТ с каждым годом все больше пропитывался нафталином.
Театральная Москва заговорила о молодом Губанове, когда он сыграл Мортимера в «Марии Стюарт» Фридриха Шиллера. После генеральной репетиции Губанов застал жену, которая паковала в чемодан вещи и плакала. Потрясенная его игрой она решила, что не имеет права быть рядом с настолько великим актером. Вспоминая этот миг, несчастный Губанов восклицал: «Господи! Как я был тогда счастлив!.. Как счастлив!..»
Но ведь, действительно, был. Почти всю жизнь, вплоть до раздела МХАТа, Губанов служил великому, как он мыслил, делу.
МХАТ прославили чеховские и горьковские постановки, они и стали визитной карточкой актера Губанова. Начал он с вечного студента Пети Трофимова в «Вишневом саде» и пошло-поехало. В «Дяде Ване» Губанов играл сначала Астрова, потом - Серебрякова; в «Трех сестрах» сначала Тузенбаха, потом — Вершинина; был Тригориным в «Чайке», Сатиным в «На дне».
Классический репертуар ждал Губанова и в кино. Он дебютировал в роли Грушницкого в экранизации «Княжна Мери», где в роли Печорина красовался также ударенный МХАТом на всю жизнь Анатолий Вербицкий.
В 1956 Губанов сыграл одну из главных ролей в «сурьезном» фильме Гайдая (НЕУДАЧНИК ГАЙДАЙ) «Долгий путь», потом была главная роль в экранизации толстовских «Казаков».
Наиболее часто по современному ТВ Губанов мелькает в многосерийке «Рожденная революцией», где у него была не очень большая роль. Кроме того, школьники 1980-ых могут вспомнить актера по циклу телепередач «Этот фантастический мир».
Хотя по гамбургскому счету широкий зритель так и не смог к Губанову привыкнуть, тот беды из этого не делал, ибо весь театральный мир актера знал. Именно мир, - гастроли МХАТа продемонстрировали мастерство Губанова Англии, США, Японии.
Надо ли говорить, что Губанов был вполне правоверным с точки
зрения властей, занимая пост секретаря парткома театра. В 1963 он
получил звание Заслуженного, в 1969 Народного артиста
РСФСР.
С приходом во МХАТ Ефремова у Губанова стало значительно меньше новых ролей, потому неудивительно, что при разделе театра он очутился в противоположном лагере, у Татьяны Дорониной (РОКОВОЙ ТЕАТР ДЛЯ ЛЕОНИДА ХАРИТОНОВА).
И вроде опять все сложилось щадяще, - Губанов обогатил творческий багаж, сыграв Бернарда Шоу в «Милом лжеце». Другое дело, что время МХАТа Станиславского и лично Губанова заканчивалось. Актеру перевалило за 60.
Сергей Десницкий, актер, поставивший во МХАТе несколько спектаклей, где играл Губанов, оставил для истории совсем не парадный портрет последнего. Он застал бывшего домового МХАТа сидящим у служебного входа ефремовского театра (упомянем, что Доронина переехала в другое, неисторическое здание). Старый, седой, небритый Губанов неотрывно смотрел на здание, не замечая ничего вокруг.
Светлая память!