ЗАКОН ГИЛБЕРТА
putnik1 — 30.05.2011
Минувшим утром был удивлен и даже шокирован. По ходу одной из
дискуссий уважаемый
mjora назвал
Грузию "
бедным" (в смысле экономических успехов)
государством. Прозвучи такое из уст недоброжелателя, которых в
Сети, к сожалению, много, вопросов бы не возникало, но данный юзер
в их число не входит. Он грузин, безупречный патриот и, хотя нынче
волею Судьбы, оторван от Родины, следит за ее жизнью и знает о ней
немало. Значит, верить можно. Но ведь и я стараюсь внимательно
отслеживать происходящие там процессы, и все, что узнаю я на
объективных и очень информированных грузинских сайтах, прямо
исключает саму возможность допущения наличия в Грузии
"
бедности". Естественно, как явления. Единичные бомжи
есть и в Лихтенштейне, но в целом, - динамично развивающаяся,
богатеющая не по дням, а по часам, процветающая страна. В общем,
дорогие френды и не френды, случился пат, а успокоиться, не
выяснив, кто же из нас прав, натура не позволяла. Благо,
уважаемый
artocarpus_h подсказал
идею: мол, если ищешь объективности, поищи в
Сhatham House, там уж точно говорят все, как
есть. Действительно, подумал я, если уж не туда, так куда ж еще, -
и пошел искать...
- From the Rose Revolution in 2003 to the war with
Russia and financial crisis of 2008, Georgia achieved impressive
macroeconomic results. Government reforms reduced petty corruption
and criminal violence markedly. Rapid progress was made in the
delivery of public goods. The investment climate improved.
- President Mikheil Saakashvili has weathered the fallout of the
war with Russia. Weak opposition and substantial Western aid have
enabled the government to stabilize the economy and consolidate its
political position.
- However, positive headline macroeconomic results may not be
sustainable and mask persistent concerns regarding poor performance
in combating poverty, unemployment and increasing inequality.
- Human rights continue to be a problem. The government cuts
corners on democracy and the rule of law. Media freedoms remain
constrained. Civil and parliamentary oversight of governmental
decisions is limited, and the judicial system is subject to
political interference.
- The abuse of state power and enduring poverty and inequality risk
alienating the population and increasing social tension. There is
therefore reason to question the sustainability of Georgia's
economic model and the stability of the post-war political
situation.
Ожидания оправдались. Это, правда, только аннотация, но даже
краткая выжимка свидетельствует: "
Чатэм", как
всегда, непредвзят. Если да, то да, а уж если нет, то так и пишут.
С одной стороны, помянуто про "
впечатляющие
. Это очень хорошо. Об этом я много читал в блоге дорогого
gelavasadze,
которому верю абсолютно. С другой, однако, не скрыто и насчет
"проблем с соблюдением прав человека, неуважения властями
закона, ограничение свободы слова и СМИ, бесконтрольность
исполнительной власти, ограниченность общественного и
парламентского контроля за ней, а также политического вмешательства
в систему правосудия". Это, конечно, плохо. Правда, у Гелы
мне такая информация не попадалась (вероятно, я читаю его блог
недостаточно внимательно), однако примерно такие отклики нет-нет,
да и встречаются на российских сайтах, которым я раньше не верил,
потому что они враждебны Грузии, но, оказывается, верить иногда
все-таки можно, раз уж мнения их экспертов, в целом, совпадают с
мнением экспертов "Чатэм". Как и общие выводы:
дескать, "злоупотреблений
, безработицей и
Вот тут-то я и засомневался. Политика политикой, в данном
случае, она меня не интересовала вовсе, но помянутые в резюме
"нищета, бедность и неравенство" однозначно
свидетельствовали: уважаемый
mjora прав,
ни богатой, ни процветающей, ни даже идущей в направлении
экономического роста страной Грузия не является. Признать это, не
скрою, было мучительно больно. Но, подумалось, "бедность и
нищета" тоже ведь бывают разными, то, что кажется таковыми,
допустим, на фоне Греции, выглядят, наоборот, вызывающей роскошью в
сравнении, скажем, с Гаити. В связи с чем, я решил прочитать
основной текст, в формате RDF, очень обширный, с примерами,
цифрами и аргументами. И, как выяснилось, правильно сделал.
Поскольку там, действительно, все разъяснено. В самом деле,
"Growing economic stress is evident in Tbilisi in the
growing number of beggars in the streets, and also in the
proliferation of shuttered businesses and ‘For rent’ signs on the
main streets of the capital. It makes a stark contrast to the
growing numbers of large and expensive private vehicles on those
same streets". То есть, "Ухудшающееся
экономическое положение проявляется в растущем числе уличных
попрошаек, закрытых лавок, объявлений "Сдается в аренду" на главных
улицах Тбилиси. Однако, что удивительно, число дорогих машин на тех
же самых улицах неуклонно растет". Но при этом, завершают
авторы, "Officials in international organizations
working in Tbilisi wonder exactly how the $4.5 billion assistance
package was spent".
Да. Именно так. "Должностные лица в международных
организациях,
работающих в Тбилиси желают знать,
на что был
потрачен пакет помощи размером 4,5
миллиарда долларов". И вот этот-то
вывод, наконец, подводит черту под спором с уважаемым
mjora,
причем, чему я очень рад, в мою пользу. Потому что аксиома Гилберта
Кийта Честертона, - "Чтобы надежно спрятать лист, нужно
свалить весь лес", - действительна и для экономики.
Согласитесь, бесследно, так что и концов не сыщешь, растворить, да
еще и под бдительным оком сотрудников международных организаций,
четыре с половиной ярда зелени способно только
очень богатое государство. Бедной стране такой фокус просто не под
силу...