Заклинания к памяти

Я думаю, что все эти разговоры о памяти, о необходимости помнить, они выводят на крайне серьезные и неудобные вопросы. И дело вовсе не сводиться к оппозиции: "давайте помнить" - "не будем помнить". Пока что просто цитата, которая более чем уместна.
"Многие люди возлагают добрые надежды на силу памяти ... Благодушные романтики утверждают: пока память о зверствах нацистов, вообще о войне жива, Освенцим не повторится. Такая уж память панацея от рецидивов? Не становятся ли убийца и насильник рецидивистами как раз в силу того, что они помнят и хотел бы испытать удовольствие еще и еще раз?!
Заклинать память вернуть в жизнь все, что в ней есть, очень рискованно, есть в ней и то, что самому хотелось бы забыть ... Палачи из концлагерей и их уцелевшие жертвы -- сегодня люди преклонных лет, их жизнь, и память безвозвратно угасают.
Хорошо это или плохо? Стоит ли беречь эту память для будущих поколений? Вот далеко не праздный, а серьезный вопрос, особенно для человека, который много пережил. Почему так безоглядно и огульно возлагают надежду на память как на безусловную опору добра и культуры, культивируя ностальгию, насаждая ее в обществе? Позволительно, спросить: память о чем? о ком? для чего? и для кого именно? Конечно, можно память, регулировать, направлять, есть много возможностей ее фильтровать, короче говоря, манипулировать памятью. Кому это можно, а кому нельзя доверить?! СМИ - мощное средство репродукции прошлого, и делается это в интересах настоящего и, конечно, paди будущего. Геббельс очень эффективно пользовался этим для подготовки настроения поддержки истребления евреев. Его речи используют ныне русские нацисты". Проф. Исидор Левин. Аушвиц/ Освенцим. Как это могло, а потому может опять случиться. Международная конференция, 1997 г.
|
</> |