Заграничное счастье русского кружева
galik_123 — 05.05.2023"Любая уроженка стран Запада должна сделать все возможное,
чтобы понять, что же такое славянский шарм.
Я была очарована русскими. Их вечное “все мое - это твое” просто опьяняет"
Коко Шанель
Считается, что это европейское искусство. Хотя вопрос этот так и не решен окончательно до сих пор. От второй половины XVI века дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах, сохранились сколки, сделанные на пергамене в 1577 году. Тогда же появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые оспаривают друг у друга право называться родиной кружевоплетения.
История начала кружевоплетения в России достоверно неизвестна. Сохранилось предание, что в 1725 году Петр Первый вывез 30 кружевниц из нидерландской провинции Брабант и разместил их в Москве, в Новодевичьем монастыре. Однако первые письменные упоминания о плетении кружева на Руси указывают более ранние сроки. Запись в летописи "О знаменных делах в царицыной Светлице" от 26 января 1653 года довольно точно описывает процесс плетения кружева и создания сколков - перенесения узоров с помощью иглы. В музейных фондах сохранились образцы прошв для полотенец - "ширинок", датируемые 1670 годом. Есть и множество других свидетельств.
Благодаря первой волне русской эмиграция 20-е годы в Европе стали пиком популярности стиля "а-ля-рюс". Представители русского дворянства привнесли в западную моду искусство вышивания и кружевоплетения. Русские женщины, в т.ч. из знатных аристократических семей, владели высочайшим уровнем техники рукоделия. В обучение девочек дворянского происхождения обязательно входило обучение рукоделию, многим это помогло выжить в эмиграции. Они создавали изысканные шляпки, вязали вологодское кружево, расшивали бисером сумочки и кошельки, шили и вышивали платья с красивыми славянскими орнаментами. Вручную изготавливались и детали убранства интерьеров: подушки, салфетки, драпировки.
Все это пользовалось большим спросом у европейской публики. Ведущие парижские дома моды "Поль Пуаре", "Шанель", "Люсиль", "Агнес", "Алис Бернард" начали создавать коллекции с трудно произносимыми для европейцев русскими названиями.
Возникают русские модные дома: "ИрФе" (кн. Феликс и Ирина Юсуповы), "Китмир" (великая княгиня Мария Павловна), "Итеб" (Бетти Буззард - баронесса Елизавета Гойнинген-Гюне), "Пьер Питоев", "Анна Сергеева", которые на работу брали исключительно своих соотечественниц. Русские эмигранты - золотошвейки, кружевницы, портнихи, манекенщицы, художники по костюму становятся закодателами моды в Европе почти на два десятилетия с 1919 по 1939 годы. В производстве готового платья во Франции в 1926 году официально было занято 3115 русских, большинство из них - женщины.
Кружево - текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей. Слово "кружево" имеет два значения: одно из них происходит от слова "окружать" (когда имеется в виду отделка какого-либо изделия кружевной каймой), в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие - самостоятельный вид украшения одежды или предметов.
К концу XVIII века выделялись такие центры кружевоплетения в России: Вологодская, Рязанская и Вятская губернии, города Елец, Балахна, Михайлов и Москва. Эти центры кружевоплетения дали названия видам кружева, отличающегося традициями рисунка, используемыми материалами и некоторыми отличиями в техники плетения.
Кружевоплетение - выдающееся явление русской народной культуры, и российские профессионалы, занимающиеся этим направлением искусства, достигли высочайшего мастерства в создании изысканности своих изделий.
В выставке принимают участие более 20 художников, среди них: Анастасия Омельченко, Мария Баранова, Ирина Бараш-Поррэ, Ася Грига (Анастасия Григорьева), Александр Забегин, Иван Егоров, Ирина Гвоздецкая (Ира Куб), Эльмира Сафина, Елена Михайловская, Ксения Шер и другие. В выставочном зале демонстрируются кинофильмы и видео-зарисовки, предоставленные российскими фабриками, промыслами и мастерами кружевоплетения.
Источник информации: кураторский текст на стендах. Кураторы выставки: Екатерина Забегина и Татьяна Александровна Королькова