Загадочный и непонятый Халиф Аль-Хаким Биамриллах
ru_royalty — 02.11.2021 Здравствуйте уважаемые.Мы с вами чаще вспоминаем европейских монархов, но ведь и на Востоке сколько было необычностей! И ничего удивительного - именно Восток тогда был центром мира, а вовсе не Европа. Сосредоточения наук, искусств и богатств. Ну и, повторюсь, люди были незаурядные.
Одним из самых странных и необычных, безусловно, был 6-й амир аль-муминин и халиф Фатимидского халифата Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах, который правил в 996—1021 годах (386—411 годах хиджры). Вот совсем необычный.
Человек, которого до сих пор особо почитают низариты, а друзы и вовсе считали его воплощением Аллаха. Но при этом его очень не любят большинство суннитов, а также ненавидят иудеи и христиане. Такой разброс не сказать, что совсем необычен - ибо Аль-Хаким Биамриллах был исмаилитом, да еще и Фатимидской династии. После свержения последней Айюбидами их так неплохо полили черной краской. Поэтому многие вещи, которые описывают деяния халифа, надо воспринимать с изрядной долей скепсиса.
Ну вот не особо я верю в то, что все христиане должны были носить черные одежды и кресты размером метр на метр, а иудеев он и вовсе якобы принудил надевать деревянное ярмо. И большинство его странностией тоже чрезмерно гипертрофированы. Хотя, определенно, там были у халифа серьезные проблемы с психикой и его деяния привели к очень важному событию. Но об этом позже.
Пришел Аль-Хаким к власти очень рано - ему было 11,5 лет всего. Он был милым голубоглазым мальчиком и поначалу завоевал уважение народа своей аскетичностью и нетребовательностью. Вычурному богатству от предпочитал простые белые одежды, а путешествовать предпочитал на осле.
Да и дальше, будучи взрослым человеком, он местами вел себя очень достойно.
Халиф был наделён хорошим вкусом и любил литературу, особенно поэзию. Аль-Хаким с юности подолгу пропадал в огромной библиотеке Фатимидов, которая насчитывала 600 000 томов. Не чужд был и науки - именно для него великий арабский астроном аль-Юнус составил знаменитые астрономические таблицы. При нём построена обсерватория, завершена великая мечеть Аль-Азхар.
Ну и наконец, в 1005 году аль-Хакимом был основан центр пропаганды исмаилитского вероучения — Дар-ал-хикма. А вообще при дворе был специальный зал, в котором собирались учёные мужи для изучения религиозной доктрины, лучшие умы арабского мира встречались там и проводили время в научных дискуссиях.
В общем, до поры до времени все было нормально, но потом характер халифа начал менятся и он начал творить что-то непотребное. Многие связывают это с воздействием на халифа знаменитого мудреца Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази который более известен как Наштакин ад-Дарази - основатель религии друзов. Якобы он и аль-Хакимом "проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах...
Как бы там не было, халиф резко обрушивается на христиан. Несмотря на то что мать халифа была христианкой, а два дяди служили епископами греческой православной церкви, а главное, все представители династии отличались веротерпимостью, Аль-Хаким сравнял с землей тысячи церквей и якобы начал казнить их буквально толпами. Про казни ничего не скажу, но репрессии по мнению большинства исследователей, связаны с тем, что иудеи и христиани нарушили баланс сил во властях - большинство представителей именно этих религий занимали важнейшие государственные посты.
Тут еще можно что-то объяснить. Но вот иные реформы и законы халифа вызывают только удивление.
Так скажем, очень пострадали и женщины, их свободы постоянно урезались, со временем им вообще запретили появляться в общественных местах, а сапожникам велели не брать заказы на изготовление женской обуви, чтобы женщинам не в чем было выйти на улицу.
За этим указом последовали другие, не менее причудливые. Собак убивали, потому что халифа раздражал их лай. Легкомысленные забавы, игры, музыка и удовольствия оказались вне закона, алкоголь полностью исключался из употребления, виноградники и склады изюма и меда истреблялись, чтобы ни у кого не было возможности приготовить ликеры и вина.
Ну а самая жесть случалась на рынке. Самый смачный и самый удивительный момент, который вот прямо трудно воспринимать... Правитель лично любил проверять то, как торгуют торговцы. Если выяснялось, что кто-то из них мошенничает, то виновного............. публично подвергали содомскому унижению, исполнявшемуся Масудом, огромным чернокожим рабом, повсюду сопровождавшим Аль-Хакима; сам халиф участвовал в процедуре, стоя на голове жертвы. Какая-то жесть.
К концу правления Аль-Хаким счел себя воплощением Бога и отказался от прежней карательной политики, но подобные кощунственные заявления вызвали волнения среди правоверных подданных. Однажды халиф впал в ярость и направил солдат на недовольный Фустат.
В течение трех дней войска грабили город, насиловали женщин, убивали всех, кто пытался оказать сопротивление. Но вскоре халиф испытал глубокое сожаление и искренне сокрушался, увидев, что половина городских богатств расхищена, а треть домов лежит в руинах.
В итоге, он видимо так сильно утомил своих подданых, что...таинственно исчез во время ночной прогулки по горе Мукаттам. Его осла позднее нашли мертвым, рядом на земле валялись изрезанные на клочки лохмотья — все, что осталось от одежды. Произошло это в ночь с 12 на 13 февраля 1021 года. На смену аль-Хакиму на трон взошёл его молодой сын Али аз-Захир под регентством его сестры Ситт аль-Мюльк. Как раз сестру и видят главной заговорщицей.
Такое исчезновение не прошло в истории незамеченным.Многие кланы и племена верили, что он не умер, а ушёл «в сокрытие». Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Вот так то.
Но я не зря упоминул вскользь о неком важном событии, которое осознанно или случайно было произведено по приказу халифа и очень повлияло на мировую историю.
Дело в том, что в 1009 году халиф приказал уничтожить храм Гроба Господня в Иерусалиме, что вызвало волну возмущения в Европе и послужило предлогом к началу Первого крестового похода.
Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.
|
</> |