Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

топ 100 блогов valerongrach04.02.2024

Есть во Франции, в городе Байе, одна знаменитая реликвия – гобелен, который больше напоминает полотенце, потому что он узкий, льняной и длинный. Очень длинный. Это семидесятиметровое полотно изучено вдоль и поперек. Ученые пересчитали, сколько на нем воинов, коней, разобрали снаряжение и даже прически, пересчитали все стрелы и прочее. Потому что это – уникальная вещь, рассказывающая о далеких событиях 1066 года – этакий графический роман в романском стиле, может быть и кажущемся сейчас примитивным по своей, так сказать, графической композиции, но очень подробный и интересный.

Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

На этом гобелене вышито не так уж много имен. В основном это графы, епископы, короли. И вместе с ними один гном. Карлик. Турольд. Кто он? Почему его упомянули вместе со знатными людьми? За что какому-то карлику из Понтье такая честь?

Карлик-гном Турольд вышит с упоминанием имени в сцене, изображающей приезд гонцов герцога Вильгельма Нормандского в графство Понтье, где в тот момент в плену оказался Гарольд Годвинсон.

Почему можно сделать вывод, что Турольд именно карлик, а не просто специально уменьшенная при вышивке фигура человека? Потому что все фигуры людей на гобелене, несмотря на некоторую схематичность, имеют пропорционально сложенные тела. Они изображены именно как обычные, нормальные люди. А у Турольда голова непропорционально большая по сравнению с остальным телом. Можно, конечно, предположить, что это ошибка. Но ошибка случилась именно с этим Турольдом и больше ни с кем. Случайности не случайны, знаете ли.

Можно было бы предположить, что Турольд – пока еще ребенок. Но этот ребенок управляется с двумя конями, а это говорит о том, что он довольно сильный человек. И кроме того, у него есть борода. А с прическами и бородами на «полотенчике из Байе» все очень четко – те, кто его создавали, были в курсе, как и кто выглядел, гобелен создавали «по горячим следам». Так что Турольд у нас карлик: непропорциональный, сильный и взрослый.

Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

Турольдов в Северной Франции в те времена было очень много. Так уж получилось, что викинги тут не просто славно порезвились, но еще и остались жить, забрав побережье и не только себе. Недаром здесь появилось герцогство Нормандия – ведь эти земли Капетингам пришлось «подарить» норманнам. Просто потому что выгнать их не имелось никакой возможности. Пришлось сделать «подарок», раз уж все равно земли по факту отобрали. А Турольд – это всего лишь видоизмененное Торвальд. «Сила Тора» другим словом. Даже в тех документах, которые сохранились с той далекой поры, упоминается 28 разных Турольдов, живших в Нормандии до похода 1066 года. В Книге Страшного Суда упомянуты 14 разных Турольдов, получивших земли в Англии после завоевания. Так что Турольдов было много. Но на гобелен и навеки в историю попал таинственный карлик из Понтье.

Одна из теорий, почему какой-то карлик попал на столь важный гобелен – то, что именно этот Турольд руководил созданием гобелена, который делали по его эскизам. А себя автор разместил на гобелене в виде небольшой фигуры. Это, конечно, было бы заманчиво. Но чересчур многое говорит о том, что гобелен сделали в Кентербери с подачи епископа Одо и, по всей видимости, это все-таки английская работа. А Турольд у нас не то, чтобы француз, таких тогда не было. Лучше скажу, что он жил на тех землях, которые позднее станут Францией. Об этом, к примеру, говорит его прическа. Все, так сказать, французы на гобелене с характерными короткими прическами.

Кроме того, художников-авторов тогда было принято изображать в какой-нибудь почтительной позе, обращенной в мольбе к святым или Богу. Ну, на крайний случай – как обращающегося к своему господину: духовному или светскому. И тогда имелся смысл в минимизации фигуры автора-художника.

Более того, на гобелене нет ничего, что говорило бы о том, что Турольд – художник или хоть как-то связан с художественным искусством. Но при этом одежда карлика прямо говорит о том, что он человек нестандартной профессии и призвания. Об этом говорят его странные штаны, которых на нем две пары: одни короткие и из-под них выглядывают другие.

И одежда Турольда намекает на то, что этот карлик – менестрель и артист. И не просто один из тех, кто развлекал публику на ярмарках или в тавернах. Нет, он упражнялся в остроумии и рассказывал захватывающие истории, возможно в стихах при дворе графа Ги де Понтье. Такие люди становились достаточно состоятельными. В Книге Страшного Суда, составленной Вильгельмом Завоевателем после завоевания Англии, упоминается жена менестреля по имени Аделина, владеющая землями в Хэмпшире под покровительством Роджера Монтгомери, графа Шрусбери. В той же книге упоминается владелец нескольких деревень на границе с Уэльсом – менестрель Бердик. Так что менестрель Турольд вполне имел право остаться в истории.

Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

И это говорит нам о том, что он был не простой менестрель, а такой, которого знали все. И изображен он на гобелене всего один раз, когда идет речь о событиях, связанных с графством Понтье. Этим графством в то время владел граф Ги, оставшийся в истории в основном из-за того, что захватил после кораблекрушения в плен Гарольда Годвинсона, а потом передал его за выкуп Вильгельму Нормандскому. Там Гарольда, по всей видимости, вынудили принести присягу Вильгельму, что стало одним из важнейших поводов для последующей экспедиции в Англию.

Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

Вполне возможно, что Турольд был придворным менестрелем графа Понтье. Это вполне в традициях не только Средневековья, но и более поздних времен, достаточно вспомнить двор Анны Иоанновны. Ничего удивительного в этом нет. Мы хорошо знаем, например, о карлике-шуте графа Генриха II Шампанского, в основном из-за трагического финала обоих, а также других менестрелей и музыкантов этой или несколько более поздней эпохи.

Так как Турольд оказался на таком важном гобелене, можно предположить, что он прославился не шуточками ниже пояса, которые в основном отпускали шуты, а чем-то большим, раз уж его имя вышили на гобелене вместе с именами королей и герцогов. Это тем более важно, если вспомнить, что церковь вообще-то не одобряла всяких там шутов и артистов. Но никто не имел ничего против Турольда, хотя гобелен хранился и хранится в церкви.

Почему? Может быть, потому что он прославился нравоучительными «Песнями», рассказывающими о рыцарских подвигах и христианской добродетели. И так мы подходим к идее, которую предложил в своей книге «Тайная история гобелена из Байе» историк Эндрю Бриджфорт. Он считает, что Турольд с гобелена из Байе – этот тот самый Турольд, упоминанием которого заканчивается одно из самых важных произведений мировой литературы: «Песнь о Роланде»:

«…Но на войну идти король не хочет.
Он молвит: «Боже, сколь мой жребий горек!» —
Рвет бороду седую, плачет скорбно…
Вот жесте и конец. Турольд умолкнул…»

Из чего сделан такой громкий вывод? Для начала: потому что «Песнь о Роланде» появилась примерно в это время. Кроме того, самая первая из эпических французских песней «Гормон и Изамбар», известная в отрывках, написана именно в Понтье. Так что, теоретически связи есть. Но надо понимать, что Турольд, который "умолкнул" в «Песне о Роланде» мог быть как менестрелем, так и просто переписчиком, который записал текст великой поэмы.

Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

Зато мы точно знаем, что авторы гобелена слышали или читали «Песнь о Роланде». Потому что между историей на гобелене и поэмой есть параллели. Гарольд напоминает Ганелона, епископ Турпен – епископа Одо, славно управлявшегося с булавой в походе Вильгельма, так как меч ему не подходил по сану, а Евстахий II Булонский – Роланда и Карла Великого, как славный воин и потомок Каролингов.

Есть еще одна важная вещь, которая прямо указывает на то, что «Песнь о Роланде» появилась в Понтье. Это описание меча императора Карла:

«…Меч Жуайёз свисает вдоль бедра,—
Он за день цвет меняет тридцать раз.
Кто не слыхал про острие копья,
Пронзившее распятого Христа?
Теперь тем острием владеет Карл.
Его он вправил в рукоять меча.
В честь столь большой святыни свой булат
Он Жуайёзом — «Радостным» — назвал.
Тот меч французам памятен всегда:
Недаром клич их бранный — «Монжуа!»…»

Так вот во всей тогдашней Франции XI века легенда о том, что острие копья Лонгина, которым он пронзил Иисуса Христа, принадлежало Карлу Великому, была известна и распространена только в аббатстве Сен-Рикье, расположенном недалеко от столицы графства Понтье Аббевиля. Дело в том, что некоторое время этот самый наконечник хранился в этом аббатстве. Его подарил Людовик Благочестивый, сын Карла Великого. Но в 880 году из-за угрозы разграбления аббатства викингами наконечник перенесли в более укрепленный Санс, а там реликвию благополучно потеряли.

Загадочный гном с самого знаменитого гобелена в мире

Автор поэмы, слышавший легенды о наконечнике копья Лонгина, вполне мог вплести его в поэму, поместив чудесный предмет в славный меч Карла, когда сочинял в Аббевиле и Сен-Рикье о том как

«Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской.
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни,
Не сдали только Сарагосу мавры…»

Ну а так как граф Евстахий II Булонский стал одним из «спонсоров» изготовления гобелена из Байе и являлся потомком Карла Великого, он был только рад вплетению аллюзий на «Песнь о Роланде» в создаваемое полотно. И конечно граф Евстахий не забыл про того, кто написал и/или впервые исполнил «Песнь о Роланде», славящую его предка - карлика-менестреля Турольда.

Может быть, это и на самом деле было именно так. Может быть и нет. Но в любом случае: этот Турольд – самый загадочный персонаж великого гобелена.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Торговля грязным бельём артистов минувших дней.. Какой Гамлет с кем спал  или НЕ ХОТЕЛ СПАТЬ.. Ну, во всем новорусские - вторичные.. Даже ГОВНО минувших дней интереснее их жидкого ДОБРА дней сегодняшних.. Ужас. Кому интересны советские звезды, тем вряд ли интересны детали состояния ...
Учусь в 16тиэтажном здании университета. Рядом с ним, на лестницах, крыльце и т.д. постоянно ваяются оторванные голубиные крылья, иногда ноги бывают. Что за фигня, ребята? Около моего здания стоит еще одно,практически идентичное, ничего подобного ...
Сегодня нашла чудеснейший журнал (на мой вкус, конечно), где изъясняются на языке древних греков, древних римлян и прочих древних Спарт. И я бы даже сказала Эзоповым языком, кагба намекая очень тонко на очень толстые. И вот тут сразу же, не отходя, таксскать, далеко от кассы, пересчитаю ...
яша специально ссыт в свой домик! ну, я так думаю. и чего делать? весь день ходит на свою пеленку и не промахивается, а утром - принципиально идет в домик, где бывает только днем  (понятно, что спит с нами..((((( ) и напрудонивает целую лужу. до домика идти дальше (это я на вся ...
Я думаю, многим людям доводилось ловить себя на мысли, что они, такие прекрасные розовые пони, по совершенно нелепому стечению обстоятельств, оказались среди толпы придурков, которые убоги телом и душой, их не понимают и оскорбляют своим существованием их чувство прекрасного. Когда-то я ...