Загадочные картины мира. Сотворение Адама
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
![Загадочные картины мира. Сотворение Адама Загадочные картины мира. Сотворение Адама](/images/main/zagadochnie-kartini-mira-sotvorenie-adama-019e93.jpg?from=https://i.ibb.co/8z8nmym/IMG-0521.jpg)
«Сотворение Адама» (La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.
![Загадочные картины мира. Сотворение Адама Загадочные картины мира. Сотворение Адама](/images/main/zagadochnie-kartini-mira-sotvorenie-adama-f60af6.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/God2-Sistine_Chapel.png/1920px-God2-Sistine_Chapel.png)
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: И сотворил Бог человека по образу Своему — Быт. 1:27
«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Было выдвинуто несколько гипотез о значении весьма оригинальной композиции «Сотворение Адама», многие из которых брали за отправную точку хорошо задокументированные знания Микеланджело в области анатомии человека.
У Микеланджело был хорошо документированный опыт работы в
анатомии человека. Американский врач Фрэнк Мешбергер (Frank
Meshberger) из г. Андерсон (Индиана) в 1990 году обнаружил,
отмечается в журнале Американской медицинской ассоциации, что на
фреске «Сотворение Адама» в изображении Бога на самом деле
зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга.
При близком рассмотрении границы группы сущностей вокруг Бога в
картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге во
внутренней и внешней поверхности мозга, ствола мозга, в лобной
доле, базилярной артерии, в гипофизе, и зрительного перекрёста.
С другой стороны, было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки (один историк искусства назвал её «маточной мантией») и что свисающий шарф зелёного цвета может быть недавно разрезанной пуповиной. Группа итальянских исследователей опубликовала в Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки совпадали. Согласно Энрико Брускини (2004), «это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека („Сотворение мира“). Она объясняет пупок, который появляется у Адама, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рождён женщиной».
Кроме того, Дейвис Кампос в журнале «Клиническая анатомия»
отмечает, что левая сторона туловища Адама содержит дополнительное
скрытое ребро. Глубокие познания Микеланджело в анатомии человека
позволяют предположить, что этот контур ребра является
преднамеренным и представляет собой ребро Евы.
Кампос предполагает, что это дополнительное ребро было способом
Микеланджело изобразить Адама и Еву, сотворённых бок о бок, что
отличается от католической традиции, согласно которой Ева была
создана после Адама. Существуют убедительные доказательства того,
что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими
традициями и имел непростые отношения с заказчиком росписи папой
Юлием II. Таким образом, по предположению Кампоса, лишнее ребро
было преднамеренным способом унизить папу Юлия II и католическую
церковь, не подставляясь под удар, поскольку очень немногие люди в
то время знали что-либо о человеческой анатомии и могли оспорить
эту часть.