Загадочные картины мира. Сад земных наслаждений

В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины,
обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное
творческое воображение художника проявляет себя в полной мере.
Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник
выражает главную идею через множество деталей.
На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву
ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части
ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад
наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы
всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища,
порождённые его фантазией.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими
карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим,
чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в
триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы
земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие
и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные
фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со
стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием
его могло быть прославление телесных наслаждений.
Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегори смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. — Федерико Дзери