Загадочные картины мира. Аллегория благоразумия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
![Загадочные картины мира. Аллегория благоразумия Загадочные картины мира. Аллегория благоразумия](/images/main/zagadochnie-kartini-mira-allegoriya-blagorazumiya-917bca.jpg?from=https://i.ibb.co/PQx9xpv/IMG-0541.jpg)
«Аллегория благоразумия» ( Allegoria della Prudenza) — картина, приписываемая венецианскому художнику Тициану и его помощникам, написанная в 1550—1565 годах. На картине изображены обращённые в разных направлениях три человеческие головы, написанные над тремя головами животных: волка, льва и собаки. Находится в Национальной галерее в Лондоне.
![Загадочные картины мира. Аллегория благоразумия Загадочные картины мира. Аллегория благоразумия](/images/main/zagadochnie-kartini-mira-allegoriya-blagorazumiya-fbb28f.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Titian_-_Allegorie_der_Zeit.jpg/800px-Titian_-_Allegorie_der_Zeit.jpg)
Картина обычно интерпретируется на нескольких уровнях. На первом уровне разный возраст трёх человеческих голов символизируют три возраста человека: старость, зрелость и юность — предмет, который Тициан изобразил 50 годами ранее в своей картине «Три возраста человека» (1512—1514). Разные направления, в которых они смотрят, отражают вторую, более широкую концепцию времени: прошлого, настоящего и будущего. Эта тема также повторяется в головах животных: животное с тремя головами (волк, лев, собака), символизирующее течение времени (прошлое, настоящее, будущее). Эта тема ассоциируется с богом Сераписом в «Сатурналиях» Макробия, это повторяется, например, в «Гипнэротомахии Полифила» Франческо Колонны (1499), «Иероглифике» Пьерио Валериано Больцани (1556) и «Иконологии» Чезаре Рипа (1643). Третий уровень, от которого картина получила своё нынешнее название, подсказывает едва заметная надпись над портретами:
EX PRÆTE / RITO // PRÆSENS PRVDEN / TER AGIT // NI FVTVRA / ACTIONĒ DE / TVRPET
Это означает: «Учитывая ошибки прошлого в настоящем, можно не
навредить своему будущему».
Считается, что человеческие лица — это настоящие портреты
престарелого Тициана, его сына Орацио и его молодого племянника
Марко Вечеллио, который, как и Орацио, жил и работал с Тицианом.
Немецкий и американский историк и теоретик искусства Эрвин
Панофский (1892—1968) предположил, что картина напрямую связана с
переговорами, связанными с передачей собственности Тициана молодым
поколениям в свете его приближающейся смерти. Таким образом,
картина служит визуальным советом трём поколениям действовать
осмотрительно при управлении наследством. Николас Пенни, однако,
очень скептически отнёсся к этому предположению и указал на
несоответствия между человеческими головами и другими
доказательствами внешнего вида людей. Он сомневался, что это был
какой-то личный проект Тициана, и считал, что «более вероятно, что
картина была заказана». Другие также придерживаются мнения, что эти
три головы не Тициан и его семья. Одна из причин заключается в том,
что портретов Орацио или Марко нет, поэтому трудно подтвердить, что
это именно они.
Более позднее объяснение смысла полотна вместо аллегории
благоразумия была, наоборот, аллегория греха и покаяния. С этой
точки зрения, это было бы равносильно признанию Тициана в том, что
его неспособность действовать осмотрительно в молодости и в среднем
возрасте обрекла его на то, чтобы вести достойную сожаления
старость.
С другой стороны, картина была объяснена как утверждение, что
благоразумие, которое приходит с опытом и старостью, является
важным аспектом художественного различения и суждения. Таким
образом, в этой интерпретации картина опровергает мнение о том, что
старость — враг художественных достижений. На более общем уровне
изображение Тициана с его помощниками Орацио и Марко на картине
также призвано защитить благоразумие преемственности традиций
венецианских мастерских.