Загадочные картины мира. Даная
zhivopis_vl — 21.07.2023В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку...
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная, как считается, по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Пострадала от действий вандала в 1985 году.
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого
солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог.
Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку
навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её
взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в
полуулыбке. Спутанная причёска, примятая подушка — всё говорит о
том, что ещё минуту назад она лежала на кровати.
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими
контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется
во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным
канонам, является символом женственности и красоты.
В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует
золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не
вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном
пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное,
хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого
застыло страдание.
Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2
года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно
любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не
стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи,
а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до
распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось
загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других
картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами
более походит на творения более позднего периода его
творчества.
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи
рентгенографии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских
снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается,
картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то
время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты
лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в
себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном
изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а
взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье
кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута
ладонью вверх.
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана.
В субботу, 15 июня 1985 года, в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе
с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис,
который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале
наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под
полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста.
Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в
литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и
успел дважды полоснуть картину.
16 июня 1985 года искусствоведы, реставраторы и художники музея, а
также приехавшие сотрудники художественных факультетов МГУ им.
Ломоносова провели совещание с работниками музея и заявили вердикт
— полотно после покушения испорчено на 30%. Восстановлению подлежит
без промедления. Сотрудники Эрмитажа опасались, что полотно после
покушения иссохнет до основания и будет разъедено компонентами
моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли полотно
со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов
поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины
ушло 12 лет.
После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак
протеста против ввода советского контингента в Литву в 1940
году.
Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял
свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским
националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал
твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению
Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан
душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в
психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет,
затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен
вскоре после распада Советского Союза.
Первыми на покушение откликнулись специалисты Ленинградского
технологического института, дали совет смывать водой, и
одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский
позвонил директору Института химии силикатов имени И. В.
Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот
ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой,
держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в
музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно,
принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте
одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и
химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого
произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв,
грунта и холста.
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена
навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины
состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных
натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день.
Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие
кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и
мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.
Через три дня была создана специальная государственная комиссия,
которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины:
оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить
картину, фактически сделав её копию. В результате было принято
решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в
максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были
созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение
полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений
Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алёшина.
После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового
дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной
реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники
масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных
условий реставрации стало требование возможности возврата к
первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от
оригинальной живописи слоем лака.
Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997
году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и
фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для
предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена
бронированным стеклом.
Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Константинова «Вор» («Журналист-2»), по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург» — «Барон». Упоминается, что картина была облита серной кислотой, и процесс её реставрации. Также вокруг «Данаи» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». История картины описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.