Задачка на тему морального выбора
leonwolf — 27.01.2012 У нас тут случился огромный интерес СМИ к путингу 28 января. Мне за последние два дня позвонили или написали с просьбой о встрече и/или интервью и/или введении в курс дела NY Times, AFP, Gazeta Wyborcza, Лента.Ру, Слон, шведское и французское радио, и еще куча кого, всех не упомню. Почти все посылают своих журналистов в Екатеринбург на 28 января, а кто-то и на 4 февраля.И среди этого списка - "Первый Канал" и НТВ. Причем НТВ - дважды, из одной программы ("Центральное телевидение") звонили по поводу путинга, из другой ("Русские сенсации") - по поводу ДТП с Мишариным, какой-то они делают материал, и хотели, чтобы я им рассказал про историю с покупкой Мерседеса.
И всем российским телеканалам я говорю - "Нет, извините, я не буду с вами общаться". Они все очень удивляются: "А почему?". Я объясняю, что в целом не очень интересуюсь телевидением как жанром, телевизора у меня нет уже очень много лет, и тратить время на него не хочу, но, главное, не считаю возможным сотрудничать с телеканалами, деятельность которых не имеет никакого отношения к чести, достоинству и журналистской этике, а относится лишь к специфической и малоприятной сфере пропаганды, цензуры, промывания мозгов. Зачем же я буду вам в чем-то помогать, если меня от вас тошнит?
Знаете, что происходит в этот момент? Девушка на том конце телефонной трубке, или на той стороне электронной почты с такой прояснившейся интонацией говорит или пишет: "Ааааа.... Так это вы обижаетесь из-за НТВшников! (в случае с Первым каналом звучало название какой-то другой передачи)! Так это ж другая дирекция, у них такая-то, а у нас такая-то! Мы с ними никак не пересекаемся! Мы-то честные и хорошие, мы ничего не выдергиваем из контекста и не монтируем, зря вы нас боитесь!".
Я пытаюсь объяснить, что я не боюсь их вовсе, мне просто не хочется тратить на них время. (Это они совсем не понимают, в их представлении любой человек обязан мечтать попасть в телевизор). И еще пытаюсь объяснить, что мне совершенно плевать, в какой они работают дирекции, мне их внутренняя структура до лампочки, есть НТВ и НТВ гонит чернуху, так зачем же я буду показываться на этом самом НТВ?
Тогда девушки включают следующий рубеж обороны: "Да, мы знаем, что вот эта вот передача - очень грязная и плохая, но мы-то делаем все хорошо, и мы пытаемся использовать все возможности для того, чтобы сказать то, что можно сказать. Да, у нас тоже бывают связаны руки, но мы пытаемся пробиться в окошко возможностей". И еще один есть ответ: "ОК, если вы не хотите сотрудничать с НТВ, потому что мы плохие - а с кем тогда хотите? Что, другие лучше? Первый канал или Россия?" (В разговоре с девушкой с Первого канала эта фраза звучала в точности так же: "Что, другие лучше? Россия или НТВ?").
Объясняю, что ни с кем не хочу. Объясняю, что название телеканала - это бренд, и сильный, и хотят они того или нет, все, что они делают (хорошее или плохое) ассоциируется с этим брендом. И я никогда не слышал (может быть, невнимательно слушал), чтобы сотрудники вашего канала протестовали против того, что под брендом (под которым они работают, и которым они, наверняка, гордятся) лилось дерьмо по трубам. И привожу пример - вот если бы я работал в фирме начальником отдела, и мой отдел делал бы очень нужные и хорошие вещи, а другой отдел открыто торговал бы наркотиками, и фирма ассоциировалась бы именно с этим - разве не был бы я обязан пойти к руководству и поставить вопрос в духе "или я, или они"? По-моему, очевидно, что бы бы обязан!
И еще объясняю, что я вовсе не хочу лично вас, милая девушка, за что-то осуждать, мало ли, может быть фашисты взяли вашу семью в заложники и стоят над ней с дулом автомата, или, может, вы больше совсем-совсем ничего не умеете делать, кроме как работать на телевидении, и что да, я прекрасно понимаю, что если уйдете вы, кто пытается хоть что-то делать, то никто этого и не заметит, а просто на ваше место придет кто-то другой, кто будет меньше задумываться над этическими соображениями, и все-все-все остальные вещи, которыми себя мотивируют хорошие в принципе люди, работающие на машину ненависти и лжи, я тоже прекрасно знаю и понимаю и тысячу раз слышал от добрых своих знакомых и друзей, все вот эти вот самооправдания, все вот эти вот средства самозащиты от полного разрушения личности мне хорошо известны, их очень-очень много на пути к единственному действенному средству (которое называется "встать и уйти"), и не все проходят этот путь до конца, и при этом я знаю, что в критической ситуации, увы, очень многие из тех, кто не решился встать и уйти, будут делать то, что им скажут, и какую угодно подлость и гадость, даже если до того они улыбались и старались хоть что-то делать - это грустно, но тому есть масса примеров, - так вот, девушка, вас я ни в чем не осуждаю, я просто хочу сказать одну простую вещь, что я не буду никак работать с вашим телеканалом, подыщите себе какого-нибудь другого комментатора, я нисколько не собираюсь осуждать ни его, ни вас.
Две из трех девушек меня просто не поняли. Одна не поняла настолько, что позвонила одному известному екатеринбуржскому журналисту, и тот мне по ее просьбе передавал, что она хорошая, и передача у нее хорошая, и что я зря боюсь, и что он ручается, что они не будут ничего склеивать и монтировать, а покажут все так, как есть.
UPD.: Я не очень четко сформулировал, и меня некоторые комментаторы не поняли. Газетам, радиостанциям и всем прочим (что российским, что зарубежным) я, конечно, не отказываю (постольку, поскольку время позволяет). Отказал я только НТВ и 1-му каналу.
UPD2.: Спрашивают - "а в чем задачка-то"? Ну в том и задачка, что есть очень популярная точка зрения на тему, "позвали - надо идти, какая бы ни была площадка", или "нельзя упускать шанса донести свою позицию до людей", или "исполнители-то ни в чем не виноваты" и так далее, в куче вариаций. Мне кажется, собственно, что эта позиция куда распространеннее моей, а от моей отдает, наверное, джонголтовщиной какой-то. Но при этом я все равно чувствую свою позицию более правильной. Вот и хочется сверить часы.
|
</> |