Зачем?
kilka_pera — 07.06.2011 31 мая, под звуки нестареющего вальса, мои дети ушли со школьного двора. На целых три месяца. Коллеги-родители облегченно вздыхали и тихо радовались. Хотя до финала еще далеко.Зато целых 92 дня можно искать ответ на очень важный вопрос.
Объясните, пожалуйста, мне – простой русской бабе - зачем мой ребенок должен учиться? Спокойно, доктор Валуйский. Я поясню свою мысль.
Представьте обычного девятилетнего мальчика за переписыванием скучнейшего упражнения по русскому языку. На улице солнце и теплый ветер, в коридоре бьет копытом велосипед, на мобильный звонят друзья, а он пишет и пишет, бесконечно перекидывая из руки в руку синюю и зеленую ручки (да, такие правила у нас в гимназии – все орфограммы пишутся зеленой ручкой, а остальное – синей. Когда дети только начинают учиться писать – выглядит чудовищным издевательством. Потом привыкаешь.). В разгар работы, устав искать линейку под горой учебников, поднимает глаза и спрашивает: Мама, зачем я должен учиться?
И маме прямо вот сейчас, сразу, не отходя от упражнения, нужно озвучить стимул. Веский. Убедительный. Честный. Понятный стимул. И логичное краткое объяснение к нему. Нужен ответ на вопрос. Зачем? Мама, зачем я должен учиться?
Вариант первый. Самый простой. Потому что надо. Дальше начинаются сложности. Кому надо? Ребенку? Или родителям? Бабушке с дедушкой? Нашей стране и лично президенту? И что, вообще, значит, надо?
Вариант второй. Чтобы много знать. На мой взгляд, слабовато. Потому что знаниями необходимо пользоваться. Иначе, это пустой бесполезный груз, которым одиннадцать лет набивали голову. То есть, в придачу к знаниям нужно твердое понимание, что они нужны для какой-то цели. Однако, в школе результатом образования считаются знания. Просто знания. Без представления об их практической цели, попыток осмыслить полученную информацию, возможности спорить и иметь свою точку зрения. Ты пришел – тебе выдали порцию теоретических знаний. Все. И мне затруднительно объяснить сыну необходимость учить длинные тексты на немецком, посвященные, к примеру, святому Николаю. Потому что фраза: «Ты приедешь в Германию и тебе будет о чем поговорить с твоими ровесниками» (о святом Николае, да) звучит абсолютно нелепо.
Вариант третий. Будешь хорошо учиться – будешь много зарабатывать, когда вырастешь.
Ложь. Второе не вытекает из первого. Это возможность. Но не данность.
Вариант четвертый. Что-то о свободе мысли, о возможности быть независимым от чужого мнения. Но это я ребенку точно не объясню. Потому как сама не уверена, что правильно сформулирую.
92 дня. Достаточно времени, чтобы найти доступный, простой и честный ответ на вопрос: Мама, зачем мне надо учиться?