Зачем Россия вооружается до зубов?
Сообщество «Военное Обозрение» — 07.10.2013 Теги: ПутинМосква истратит 755 млрд долларов в течение 10 лет на укрепление своей военной мощи, утверждает Financial Times. Журналист Чарльз Кловер побывал на ежегодной выставке-ярмарке в Нижнем Тагиле, которую характеризует так: "аналог новоорлеанского карнавала "Марди Гра", только для производителей оружия: масса костюмов и туристов, очень шумно".
Автор также подметил "отчетливые ближневосточные мотивы". "Новый танк БМПТ-72, он же "Терминатор", выкрашен в цвет пустыни", - поясняет он. В демонстрационном ролике танк изображен на поле боя среди пальм и барханов. Даже крылатой ракете дали арабское имя - "Искандер", - утверждает автор.
Впрочем, журналист тут же заявляет: "Но теперь российские торговцы оружием уделяют приоритетное внимание новому клиенту - самому российскому государству". По данным IHS, Россия займет третье место по закупкам оружия в мире: "в 2013 году она потратит 68,8 млрд долларов, уступая только Китаю (131,7 млрд) и США, которые тратят на оборону больше (637,8 млрд), чем следующие 10 стран в рейтинге, вместе взятые", - пишет автор.
В 2012 году президент Путин объявил о 10-летней программе закупок оружия, которая, как ожидается, обойдется в 755 млрд долларов. "Это признак, что Путин намерен восстановить присутствие России как убедительной дипломатической и военной силы", - пишет газета. Обострится беспокойство тем, как Москва намерена использовать свою огневую мощь, добавляет автор.
"Планируемые расходы призваны не только возродить вооруженные силы, но и спасти престиж России после двух "потерянных десятилетий", когда армия подвергалась одному унижению за другим", - пишет газета. "В отсутствие денег солдатам иногда выдавали жалованье корнишонами", - утверждает издание. Перевооружение - один из элементов перехода к профессиональной армии по модели американской от армии, которая комплектуется по призыву и предназначена для "массовых сражений", как выражается автор, с Наполеоном или Гитлером.
Тяга к модернизации затронула все, утверждает автор. В казармах будут отдельные душевые кабины, изменится меню солдат, даже гимн в исполнении духового оркестра заменят версией в стиле поп-музыки. Традиционалистов ужаснула замена portyanki на носки.
Но приток денег в оборонный сектор обнажил, что промышленность плохо к этому готова, считает издание. "Заказ 37 "Су-35" уже отсрочен на два года, до 2016 года, из-за проволочек с разработкой", - говорится в статье. Взрыв ракеты "Протон" 2 июля воскресил сомнения в том, что Россия способна повторить достижения советской инженерии.
По мнению газеты, пора "решать, что делать с российским засекреченным Voenno Promyshlenny Kompleks - комплексом государственных оружейных предприятий, который десятки лет при советской власти и даже позднее пользовался статусом настоящего "государства в государстве", говорится в статье. Кремль жаждет провести реформу прежде, чем "открывать шлюзы госказны для производителей оружия", утверждает газета.
По мнению газеты, в "ценовой войне" между военными и оборонщиками победили вторые.
Кремль не отказывается от программы реформ, но задача головоломная. "1350 предприятий ВПК - единственный в России сектор высокотехнологического производства, зародыш экономики, которую Кремль, как он сам осознает, должен развивать", - говорится в статье.
Предыдущие попытки реформ зашли в тупик, полагает издание. В 2007 году предприятия передавали госхолдингам. "Каждый холдинг - пародия на советскую оборонную промышленность со всей ее неэффективностью, бюрократией и коррупцией", - говорит эксперт Александр Гольц. Теперь, возможно, все больше предприятий движется к приватизации. Но частными акционерами труднее командовать, замечает газета.
"Для некоторых стоит еще более животрепещущий вопрос - не о том, как перевооружать Россию, а зачем", - пишет автор. Гольц поясняет: "СССР очень серьезно воспринимал тезис о нападении США, но сегодня никто в Кремле больше в это всерьез не верит".
"Многие полагают, что России не по карману расходы на вооруженные силы в стиле сверхдержавы, тем более что ни одна реалистичная угроза пока не выявлена", - говорится в статье. Доля оборонного бюджета в ВВП России должна вырасти с 3,2% в 2013 году до 3,8% к 2016-му. Это больше, чем у Индии, Турции или Китая. Доля расходов России на здравоохранение к 2016 году, наоборот, снизится с почти 4% до 2,2%, а на образование - с 5,1% до 3,9%.
"Путин разыгрывает карту паранойи", - считает издание. В публичных выступлениях он часто упоминает о кознях иностранцев. "В это вписывается стратегия перевооружения: если на тебя действительно охотятся, это не паранойя, а 23 трлн рублей кажутся низкой ценой за обеспечение суверенитета России", - говорится в статье.
Со своей стороны, западные дипломаты утверждают: российские чиновники в кулуарах заверяли их, что паранойя - лишь политический трюк и к ней не стоит относиться серьезно.
А социолог Лев Гудков говорит: Путин разыгрывал карту "Россия - осажденная крепость", чтобы победить на выборах в 2012 году.
"Беда в том, что выборы состоялись полтора года назад, но Путин продолжает разыгрывать ту же карту", - заключает издание.
Источник: Financial Times
|
</> |