Зачем нужно знать предков и родственников писателей?

топ 100 блогов catofoldmemory22.01.2022 Иногда у читателей и слушателей моих краеведческих баек возникают вопросы - зачем вообще копаться в родословной того или иного писателя или исторического деятеля, какое это имеет значение для их творчества и деятельности? Тем более, что порой сам то изучаемый человек своими родственниками вряд ли интересовался, так что исследователи иногда оказываются поинформированней его насчет дедов-прадедов. К тому же совершенно не редки случаи, когда человек намеренно шел наперекор взглядам своих родителей  и прочей родни. Тот же Горький - мол, пошел воевать против мещанства и купеческой морали своего деда и прочей родни (сие не верно, но полагается так считать).

К сожалению, подобные вопросы обусловлены сильнейшей беспамятностью современного общества. В СССР помнить предков и родню зачастую было крайне опасно. Дедушка офицер, царский чиновник, купец или даже просто богатый при царе селянин становился угрозой для потомков. Органы тщательно вычищали людей и по кровному родству известным врагам народа, к примеру, видел документ, где вину женщины подтверждало дальнее родство с комкором В.К. Путной, расстрелянным по делу Тухачевского. Причем не факт, что эта свердловчанка Путну хоть раз вообще видела, но кровь порченная, значит виновна. Так что росли поколения, которым о предках и родственниках ничего не рассказывали. Более того, на всякий случай скрывали свое родство даже с вполне одобряемыми властями персонажами российской истории, потому как их сегодня хвалят, а завтра - это еще попробуй угадай. Даже свердловская родня Ленина - Ардашевы - все годы сталинского правления сидела тише тараканов за плинтусом, только к юбилею революции в 60-х гг. осмелившись напомнить о своем существовании. И то - пенсии получили вместе с советом и дальше не отсвечивать и сидеть тихо, так что вплоть до 90-х годов обширная советская лениниана Ардашевых старательно не замечала.

В царской же России хорошо помнили не только кровное родство, но и старые дружеские и служебные связи своих предков. Поэтому человек уже при рождении вплетался в целую систему родства, давних знакомств и обязательств. Это прекрасно понимали дореволюционные и раннесоветские биографы, начиная свои исследования с максимально возможного прояснения вопроса кто были предки и родственники того или иного писателя. Хорошо написал Д. Киреев в своей книге о Чехове 1929 года (с.5) - "Выражаясь несколько фигурально, можно сказать, что "рождение" человека, закладка фундамента его мировоззрения, идеологии, характера - всего того, что, собственно, и обозначает собою личность человека, начинается гораздо ранее его появления на свет. Для уяснения же всего этого огромнейшее значение имеют данные о происхождении, о предках, о принадлежности их к тому или иному классу, об участии их в общественной жизни, бытовом укладе и т.п., так как это оказывает очень большое влияние на личность того, кто интересует нас непосредственно".

Книга Киреева доступна в сети https://ru.calameo.com/books/0045716832191cd18fcd8 - весьма интереснейшее исследование и отличнейший пример зачем нужны разыскания в родословных.
Казалось бы, как мог дед Чехова определить его отношение к тому или иному современнику? А мог. Потому как дед Чехова был крепостным и выкупился у помещика Черткова, отца известного издателя и компаньона Л.Н. Толстого В.Г. Черткова. Об этом факте сам Чехов был осведомлен. Предки и родня Чехова оказываются высокооплачиваемыми управляющими и самостоятельными купцами. Причем Чехов в юности и сам вполне успешно торговал в отцовской лавке и себя в будущем видел богатым купцом. Поэтому рисуемый как самим Чеховым, так и его почитателями образ бескорыстного и много страдавшего русского интеллигента в значительной степени далек от реальности - Чехов очень сильно любил деньги и умел их зарабатывать, вполне осуществил свою мечту о земельной собственности. Киреев ехидно замечает, что Чехов буквально ни одного красивого и уютного уголка в природе не мог видеть без того, чтобы не пожелать приобрести его в собственность. Так что семейный взгляд на мир у Чехова маскировался перед "образованной публикой" но никуда не исчезал.
Необходимо пару слов сказать и об екатеринбургской родне Чехова. В советские годы ее вспоминать не любили. Потому как у Чехова родня должна быть непременно бедной, но при этом высокодуховной, доктора да учителя самых наинароднейших школ в беднейших частях города. А Антон Павлович злобно был родственником Симановых, которые в то время правили Екатеринбургом, так как И.И. Симанов был городским головой в 1884-1894 гг. Чехов был в Екатеринбурге проездом в 1890 году и родню конечно повидал, описав ее с немалым весельем:

"Остановился я в Американской гостинице (очень недурной) и тотчас же уведомил о своем приезде А. М. Симонова"...
"Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик. Входит в номер с самоваром или с графином и того гляди, убьет. Я сторонюсь. Сегодня утром входит один такой — скуластый, лобастый, угрюмый, ростом под потолок, в плечах сажень, да еще к тому же в шубе. Ну, думаю, этот непременно убьет. — Оказалось, что это А. М. Симонов. Разговорились. Он служит членом в земской управе, директорствует на мельнице своего кузена, освещаемой электричеством, редактирует «Екатеринбургскую неделю», цензуруемую полициймейстером бароном Таубе, женат, имеет двух детей, богатеет, толстеет, стареет и живет «основательно». Говорит, что скучать некогда. Советовал мне побывать в музее, на заводах, на приисках; я поблагодарил за совет"

"Екатеринбургская неделя" - первая частная газета города, мельница как раз И.И. Симанова (сохранилась), А.М. Симанова Чехов зовет Симоновым, потому как тот и сам себя в газете, невесть почему, Симоновым прописывал. Смешно читать, что якобы екатеринбургская родня Чехова не приняла, еще и пообедать не пригласила. Напомню, что Чехов изначально хотел быть в городе всего один день, задержавшись на три из-за болезни, во время которой не до визитов. Но при этом сразу уведомил о приезде А.М. Симанова и этот занятой и важный в городе человек бросил дела и приехал в гостиницу - повидать дальнего, но родственника, уважить Чехова. Заметим, что письма Чехова это литературное произведение, заведомо предназначенное к чтению не только его братом, но и широкому кругу знакомых. Так что указание на богатую и опасную екатеринбургскую родню, которая "того и гляди убьет", могло иметь вполне корыстную цель повысить гонорар и кредит, а то несчастного писателя обмануть и обидеть каждый норовил. Чехов конечно и сам был здоровенный мужик, умевший качественно настучать в бубен, однако ж намекнуть на родственную уральскую братву при ведении денежных дел с ушлыми столичными лишним и в XIX веке не было)

В случае с Горьким отметим, что свое родство с Пермью и Екатеринбургом писатель совершенно не отрицал и даже подчеркивал, в юности отправившись в Пермь с намерением поехать и далее в Екатеринбург. Знал ли он там некую родню отца - вопрос крайне интересный. Вполне допускаю, что знал и на Урале это родство также помнили. Не оттого ли близкий Горькому и родня ему как минимум по брату Яков Свердлов с ходу так задружился с екатеринбургскими и пермскими личностями и даже заженился на Новгородцевой с согласия ее староверческой купеческой родни, что как чужой не воспринимался?

Отметим еще один пример скрытых связей. Читатели Д.Н. Мамина-Сибиряка прекрасно знают, насколько хорошо писатель осведомлен о быте и нравах уральских староверов, которые, вообще то, жили весьма закрыто от посторонних. А Мамин сын священника и сам учился по духовному ведомству, но, вот загадка, почему то староверами воспринимается не врагом, а вполне своим, как и его отец. Относительно недавно краеведами в архивах были разысканы сведения о предках Мамина, священниках XVIII века  - и одно дело было крайне любопытным - как предок Мамина спасал от преследования и ареста активных деятелей староверия, будущих полковников отрядов Пугачева. Случай был настолько вопиющий для местных властей, что предку Мамина пришлось несладко. Зато предкам его от староверов, как видим, и век спустя доставались уважение и признание.

Причастность предков к определенным делам и кругам настолько высоко ценилась, что порой выдумывалась. Так Н.К. Рерих выдумал не только шведское дворянство своего рода, но и дедушку из старого масонства, хотя его предки имели вполне прозаическое и вовсе не знатное происхождение. Некоторые двери легче было открыть, невзначай сообщив что играл в кабинете деда семейными масонскими реликвиями XVIII века. Рериху, впрочем, не повезло - ложь была слишком наглой и легко опровергаемой, пришлось ему идти делать духовную карьеру в теософии, а не в масонстве старых обрядов.

Весьма рекомендую публикацию о Блоке многоуважаемого Сергея Фомина, надеюсь она также выйдет отдельной книгой.
В связи с темой этого поста особо важны разыскания о предках и родне Блока   https://sergey-v-fomin.livejournal.com/559834.html
Сам Блок подчеркивал важность родства, единую связь с предками, так что дал в одном из стихотворений исчерпывающий ответ на вопрос, зачем копаться в родословных
Сыны отражены в отцах:
Коротенький обрывок рода –
Два-три звена, – и уж ясны
Заветы темной старины:
Созрела новая порода…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Что за флешмоб странный - три вещи, за которые я вам нравлюсь - да я таких вещей десяток назову :)))Пятница, однако.Сын мой Григорий проходит сейчас 1 мировую войну; училка им поставила "Броненосца Потёмкина" посмотреть и сказала, что это ...
Везде только и слов, что о пассажирах. А как же экипаж?КВС капитан Аркадиуш ...
Особенно прикольно, что это публикация из правой прессы. Восточный Иерусалим: израильтяне убирают палестинские могилы ради парка Как свидетельствуют видеозаписи и отчеты, израильские силы безопасности приняли меры против демонстрантов и жителей жилого комплекса, кладбище которого было ...
Оценку народа Украины разместила на своих страницах газета украинских националистов США «Свобода». Вынужден констатировать, что сбежавшие в Штаты свидомиты ведут себя безобразно, позволяя нахально критиковать режим, грудями лежащий между всем цивилизованным человечеством и русскими ...
- Какие стильные, наверное американские евреи, - на ней желтое платье, белая шляпка как в двадцатых годах в эпоху НЭПа носили и сумочка с видами Иерусалима. На нем белая рубашка, короткий галстук, серый штаны и кипа. И лет им где-то под восемьдесят. - А вы откуда приехали? - спрашивает ...