Зачем нужен малый бизнес
fritzmorgen — 04.07.2011Альф написал пропагандистскую статью в пользу малого бизнеса:
http://alf5.livejournal.com/9243.html
Дескать, половина ВВП США производится малыми предприятиями и, вообще, это основа любой зрелой капиталистической экономики. И, дескать, по уровню используемых технологий малый бизнес особо не отстаёт от бизнеса большого.
Я догадываюсь, почему Альф решил внезапно написать на эту тему. Дело в том, что последние пару недель в Рунете массово распространяется агитационная статья ПРОТИВ малого бизнеса. Процитирую кусочек:
http://matveychev-oleg.livejournal.com/148844.html
"Так вот, ребята – "малый бизнес" это либо техническая кустарщина, либо перепродажа чего-то лохам по завышенной цене, либо и вовсе развод дураков и кидалово. Даже в торговле "малый бизнес" давно обгадился и проиграл конкуренцию крупным ритейловым сетям (и не только в России, а и везде в развитых странах). Если можно так выразиться – WallMart задушил мелкие лавки.
…
Государство, которое рассчитывает построить хорошую жизнь населения за счет развития малого бизнеса – либо состоит из идиотов, либо просто вас обманывает насчет "хорошей жизни".
Эффективно только крупное производство. Любому техническому специалисту это должно быть очевидно.
А "малый бизнес" – это как опарыши в куче дерьма, которое выкинули с крупной фермы. Копошатся и подъедают остатки. Жизнь кипит. Все заняты. Даже польза от них какая-то есть, минимальная, правда. Зато под ногами не мешаются, все в куче".
Отвечу на это обвинение, в качестве представителя тех самых "опарышей" – малого бизнесмена.
Автор агитки ловко играет на слабостях человеческой психики, используя продвинутый софистический приём.
Вместо тезиса "малый бизнес критично важен для государства" софист опровергает тезис "малый бизнес может на равных конкурировать с крупным бизнесом".
В принципе, это можно было бы называть обыкновенной подменой тезиса, если бы не одно важное "но". Для малого бизнесмена крайне обидно слышать, что он "кустарь", "лохотнонщик" и так далее. И он бросается на одно из заботливо оставленных для него софистом слабых мест. Например, на утверждение, что малый бизнес якобы неконкурентоспособен.
Всё, профит. Дальше софисту остаётся только с улыбкой наблюдать, как его партия, начавшись с заведомо проигрышного хода "малый бизнес бесполезен", перерастает в твёрдую ничью.
Чтобы ответить софисту правильно следует отделить мухи от котлет: признать слабые стороны и сосредоточиться на сильных.
Первое. Малый бизнес и в самом деле проигрывает крупному как по эффективности, так и по инновационности. Ни конкурировать по цене с Wal-Mart, ни выпускать более продвинутые процессоры, чем Intel, малый бизнес не способен физически.
Второе. Малый бизнес производит огромное количество высококачественных рабочих мест. Я говорю высококачественных, так как "малые бизнесмены" представляют собой замечательный человеческий материал: это свободные, решительные и ответственные люди, на которых, собственно, и держатся общества типа того же американского.
Важно понимать, что малый бизнес – это не способ "занять лишних людей". Это, наоборот, возможность приумножить человеческие ресурсы страны.
И, наконец, третье, самое важное. Малый бизнес создаёт… инфраструктуру. Инфраструктуру удовлетворения человеческих потребностей, которая нужна, чтобы люди чувствовали себя людьми, а не рабами.
Лучше всего проиллюстрировать важность этой инфраструктуры на примере СССР. Товары первой необходимости, типа чёрного хлеба, рабочих роб и зимних ватников, производились в СССР в избытке. Проблемы занятости не существовало: за тунеядство, как вы помните, в советские времена сажали в тюрьму.
Однако из-за отсутствия малого бизнеса советский человек, выбравшись в зарубежную командировку, чувствовал себя бедняком из арабской сказки, попавшим в полный сокровищ заколдованный дворец.
Подведу итог. Напрямую малый бизнес особо на экономические показатели не влияет. От него не следует ждать ни внедрения инновационных технологий, ни жирных поступлений в бюджет.
Однако малый бизнес крайне положительно влияет на человеческий капитал: как предоставляя работу лучшим представителям общества, так и обслуживая потребности остальных граждан.
Именно поэтому то социальное государство, которым себя позиционирует Россия, должно уделять малому бизнесу максимум внимания: холить его, лелеять и всячески оберегать от назойливого внимания карательных органов.
В идеале же, я считаю, следовало бы принять закон о "листе А4". Согласно которому все бумажки, которые обязан заполнять руководитель малого предприятия, должны исчерпываться одним листком А4 в квартал.
|
</> |