Зачем Наполеон упразднил аэронавтику?
vikond65 — 26.06.2019Сегодня исполнилось ровно 225 лет со дня знаменитой битвы между французами и австрийцами при Флерюсе, состоявшейся 26 июня 1794 года. В этом сражении французы впервые в истории использовали воздушный шар для наблюдения за противником.
Командир сформированной за два месяца до битвы первой аэростатной роты капитан Жан-Мари-Жозеф Кутель и бригадный генерал Антонин Морло в течение пяти часов находились на высоте 200 метров в гондоле водородного аэростата-шарльера, следя за расположением и перемещениями вражеских войск. Полученные сведения аэрнавты передавали, бросая на землю записки с грузами. Их немедленно доставляли командующему французской армией генералу Журдану, благодаря чему Журдан имел оперативную и подробную информацию о противнике. Это в значительной мере способствовало победе французской армии.
На верхней картине Жана Батиста Маузе изображен генерал Журдан в сражении при Флерюсе. Вдали виден парящий в небе воздушный шар, являющийся непременным атрибутом всех гравюр и живописных полотен, посвященных этому событию. Далее - еще два рисунка XIX века на ту же тему.
После успеха при Флерюсе во Франции сформировали вторую воздухоплавательную роту и прикомандировали ее к Рейнской армии генерала Пишегрю. Подразделения воздушной разведки принимали участие в осадах Шарлеруа, Вюрцбурга, Майнца, Рейхштадта, Штутгарта и Аугсбурга, а также - в Египетской экспедиции Бонапарта.
Французские раскрашенные гравюры, посвященные капитану Кутелю и применению аэростата при осаде Майнца. Для обмена короткими и заранее согласованными сообщениями между аэронавтами и наземными службами использовалась флажная сигнализация.
В общем, польза от аэростатов была несомненной, однако, 28 января 1799 года первая авиарота по непонятной причине была расформирована, а 17 ноября 1801 года указом военного министра Бертье ликвидировали и вторую воздухоплавательную роту, а ее персонал перевели в артиллерию. И в дальнейшем, вплоть до завершения наполеоновской эпохи, во Франции не предпринималось попыток возродить военное воздухоплавание.
Я пытался выяснить у своих знакомых, интересующихся наполеоникой, чем было вызвано такое пренебрежение, но никто из них не смог дать вразумительного ответа. Похоже, что Бонапарт был попросту равнодушен к воздухоплаванию и не осознавал его значения, несмотря на анекдоты о том, что он якобы намеревался использовать армию воздушных шаров для форсирования Ла-Манша.
А если взглянуть на тему шире, то создается впечатление, что великий полководец был человеком довольно косным, недалеким и консервативным во всем, что касалось технических инноваций. Известна история о том, как он обозвал шарлатаном и выгнал Роберта Фултона, предложившего ему проект подводной лодки. Успешно испытанный Фултоном в 1803 году пароход, который мог двигаться против течения, тоже не вызвал у будущего императора никакого интереса.
Да и вообще, за почти полтора десятилетия единоличного правления Наполеона сложно вспомнить хотя бы одно серьезное техническое нововведение, внедренное во Франции, за исключением жаккардовского ткацкого станка для производства узорчатых тканей.
Французских военных водухоплавателей конца XVIII века называли аэростьерами. Слева - аэростьеры в форме 1794 года удерживают баллон, справа - солдаты и офицеры 1-й и 2-й воздухоплавательных рот в обмундировании образца 1798 года.
|
</> |