Зачем людям нужен дирижёр?!
grigoriyz — 20.11.2024
Родители мне в детстве рассказывали, что когда-то
(кажется после ВОСРа) попытались из всех оркестров убрать
дирижёров, но ничего из этого не получилось. Зато получилось, когда
попробовали показать духовому оркестру лимон: у них во рту
скопилась слюна и они не смогли играть. Вообще же сам СССР
это какой-то такой оркестр без дирижёра и тем не менее всё в итоге
получилось. Как вроде бы говорил товарищ Сталин "Учимся понемногу,
учимся". А может это всё Радзинский для красного словца
придумал. Ведь придумал же Анатолий Рыбаков будто Сталин говорил,
что есть человек есть проблема, ну а нет и нет. Однако писатель
имел мужество во всём этом честно сознаться. А вот от Радзинского
вы такого не дождётесь: умный , конечно, дядечка, но
занудный и хитрый.
Кстати, для небольших оркестров дирижёр реально не
нужен: я это в Праге во время выступления королевского оркестра
видел. Пиликали они там себе спокойно на своих смычковых
инструментах и в ус не дули.
В общем я о специальности дирижёра и понятия не имел
пока не посмотрел замечательный документальный фильм "Нота",
повествующий о совершенно божественном человеке - Рудольфе
Борисовиче Баршае. Такой великолепный дед , я вам скажу. Ведь я
вообще документальные фильмы не люблю, а тут прямо не мог
оторваться. И было в этом старике что-то прямо небесное, от
Бога. Глаза какие проникновенные! Я потом догадался, что это всё в
нём уже в старости появилось. Нашёл фотографии, где он средних лет
и там сильный такой у него ещё взгляд , прямо орлиный. Совсем ещё
другой.
Давно я уже это всё смотрел и ни разу не пересматривал. Но
запомнилось как Рудольф Борисович рассказывал, что музыкой он стал
заниматься достаточно поздно (кажется в 11 лет) и его не хотели
брать как когда-то М.В. Ломоносова. Ещё вспомнилось, как он, уже
будучи достаточно известным музыкантом, где-то был и к нему подошла
абсолютно незнакомая очень важная женщина и вдруг как старому
знакомому сказала: "Рудик, вы должны заняться
исполнением...". Рудольф Борисович задумался и
...действительно занялся. А ещё врезалось в память как в
момент, когда травили Шестоковича, он пришёл к нему домой с
бутылкой красного вина и они просто сидели молча (потому как
сказать было совершенно нечего) и пили из бокалов это вино. А
потом он так же молча встал и ушёл.

Но самым интересным оказалось повествование о дирижёрской
работе. Я наконец-то понял, что дирижёр - это своего рода
интерпретатор необыкновенно сложного музыкального произведения.
Мало того, Баршай занимался восстановлением сложнейших сонат.
Это что-то типа восстановления гениальных полотен художников: ты
должен догадаться,что было в утраченной части. Совершенно
необыкновенная работа!
Краткая биография выдающегося музыканта:
Рудольф Борисович Баршай (26 октября 1924 — 2 ноября 2010) -
выдающийся советский, израильский, английский и швейцарский
дирижёр, альтист и композитор, известный своими интерпретациями
произведений классической музыки. Он оставил значительный след в
музыкальной жизни не только России, но и за её пределами. Рудольф
Баршай был одним из ведущих российских дирижеров второй половины 20
века, его имя стало синонимом высококлассного дирижирования и
глубокого понимания музыки. Его работы и записи, включая исполнения
с Ленинградским и Московским оркестрами, были признаны
профессиональными критиками за их высочайшее качество. Он также
активно занимался записями, включая симфонии Шостаковича и концерты
Чайковского, до сих пор считаются эталонами в своем жанре. Его
личные качества отличались не только мастерством в музыке, но и
глубоким интеллектом и серьезным подходом к каждому произведению,
которое он исполнял. За свою долгую и плодотворную карьеру Баршай
был удостоен множества наград и званий, он сперва стал Заслуженным
артистом РСФСР, а позднее — Народным артистом России. В 1990 году
ему было присвоено звание профессора.Его работы и влияние на
музыкальное искусство были признаны как в России, так и за
рубежом.
Рудольф Баршай создал оркестровые обработки Прокофьева,
Шостаковича, Бородина, Чайковского, Бетховена и Баха. Ему также
удалось завершить незаконченные произведения Баха ("Искусство
Фуги") и Малера ("Симфония № 10").
Это вот книга воспоминаний с фотографиями если кому-то
интересно:
А это сам фильм: