Зачем «Жигули» переводили на 76-й бензин: это поймут только те, кто жил в СССР

Зачем в жигулевскую эпоху автовладельцы массово переходили на бензин А-76 вместо рекомендованного АИ-93? Ведь разница составляла всего-навсего… пару копеек за литр!
Действительно, к моменту появления жигулей литр АИ-93 стоил 10 копеек, а 10 литров соответственно – 1 рубль. Заправка жигулевского бака обходилась поначалу в 3 руб 90 коп – менее 4 рублей. В те времена этот бензин считался высокооктановым – про другие октаны толком никто и не слышал. Любопытно, что тогда все полагали, будто такая цена топлива – безумно высокая.
Сразу скажем, что вскоре цены на бензин подпрыгнули – и не на процент-другой, а… вдвое! Удвоение цены в 1978 году стало шоковым – литр 93-го стал стоить 20 копеек. А в 1981 году – очередное удвоение: литр 93-го подорожал до 40 копеек! Бак «жигулей», таким образом, подпрыгнул в цене до 16 рублей. А если заправляться 76-м – то до 12 рублей: его продавали по 30 коп/л.
Вернемся, однако же, к исходным ценам на 93-й: 10 копеек за литр. В те времена стипендия студента составляла примерно 40 рублей в месяц. Инженер зарабатывал примерно 120 – 150 рублей. Квалифицированный работяга мог получать 250 – 300 ₽, кандидат наук – примерно 400. Популярный артист имел доход более 1000 рублей. А квартплата со всеми бытовыми услугами – от телефона до отопления – составляла примерно 15 – 20 ₽ в месяц.

Любопытно, что, независимо от доходов, все прослойки населения почему-то считали «жигулевский» бензин непомерно дорогим. Возможно, это каким-то образом было связано с тем, что банковских карточек еще не было в помине, а носить с собой лишнюю «наличку» как-то не привыкли. Да и автомобилизация страны с появлением «жигулей» резко ускорилась. Открывшаяся возможность приобрести почти что иномарку – а «жигули» воспринимались именно так – заставляла многих тратить последние сбережения и влезать в непомерные долги. На этом фоне необходимость то и дело оставлять на АЗС по 4 рубля действительно казалась расточительством. Именно поэтому особый интерес стал вызывать «простецкий» А-76.
На первый взгляд, даже 25% разницы в цене не могла играть существенной роли для бюджета – жалко было платить как 4 рубля за полный бак, так и 3. Но реальность была иной: приобретать А-76 на АЗС никто и не собирался… Для многих проще было договориться с водителем какого-нибудь грузовика или автобуса, позаимствовав у того искомый бензин уже не за 3 рубля, а примерно за рубль! Честно говоря, речь шла об откровенной краже топлива, но в те времена это явление носило массовый характер, и почему-то реализовывалось довольно легко. Да и особо строгого учета топливных ресурсов автохозяйства, как правило, не вели.
Почему предпочитали клянчить именно 76-й бензин, а не 93-й? Да потому, что подавляющая часть государственного транспорта ездила именно на 76-м. Исключение составляли разве что грузовики «Урал-375», да знаменитые автобусы «ЛиАЗ-677», но подобные контакты могли наладить лишь немногие.
Вторая причина интереса к 76-му бензину заключалась в том, что во многих регионах бензин АИ-93 был в дефиците. Более того, даже при поездке из Москвы в Ленинград автовладельцы периодически сталкивались с тем, что на многих АЗС нужного бензина просто не было в наличии. Запасливые водители доставали из багажников канистры, а остальным приходилось заливать то, что есть в наличии.
Жигулевские двигатели нормально переваривать низкооктановый бензин не хотели – их на это никто не рассчитывал. Помимо очевидной потери мощности и динамики, рано или поздно это приводило к мощной детонации, чреватой капитальным ремонтом моторов. Вся экономия при этом оборачивалась серьезной неприятностью, поэтому моторы приходилось переделывать. В основном речь шла о снижении степени сжатия путем установки новой прокладки под головку блока цилиндров. Было и иное решение: в трамблеры устанавливали другую пружину, изменяющую характеристику угла опережения зажигания. В любом случае, мотор работал хуже, чем в исходном состоянии, но потребители добровольно соглашались с этим недостатком.
А несбыточной мечтой многих в те времена были дизельные автомобили. И не только потому, что они экономичные – просто на дорогах стали появляться КАМАЗы, работающие как раз на этом топливе…
Что еще почитать:
Почему в СССР не хотели покупать «Жигули», но потом все резко изменилось
Бракоделы, гонки и мафия: как продавали УАЗы в Италии
Жертва Перестройки: что погубило завод «Москвич»
|
</> |