Зачем изучать поэзию?
2lingual — 21.04.2023Обещанный пост про поэзию для школьников, про то, зачем она нужна, и какая от этой картины на стене "практическая" польза?
Для начала напомню, что в блоге есть прекрасный пост моего соавтора Ольги Гром о том, что главное, а что второстепенное в изучении поэзии. К сожалению, часто бывает наоборот (и в российских школах на уроке литературы тоже), и второстепенному уделяется все основное внимание, а на главное его может вообще не остаться.
А теперь про “зачем” и “пользу”. У поэзии сложилась репутация особенного искусства для отдельных редких ценителей. Зачем же тогда уделять ей время, да еще в работе с билингвами, у которых даже на уровне языка (а не скрытых смыслов) есть проблемы? Причин много, но сегодня назову только одну - специально для скептиков и тех, кому очень важно практическое применение полученных знаний.
Поэзия учит понимать литературу. Вообще литературу, включая прозу. Изучение поэзии очень-очень поможет во взрослом возрасте читать прозу на русском языке. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы почему-то воспринимаются, как средства художественной выразительности исключительно стихотворений, которые надо выучить, чтобы порадовать учителя. Но ведь в прозе их тоже очень много! А теперь представьте: в прозе более плотный текст, много действующих лиц и сюжетных линий, метафоры и эпитеты в нем легко пропустить и не заметить. И между тем в прозе они могут иметь огромное значение для понимания сюжета или внутреннего мира героя. На поэзии натренироваться их видеть и понимать гораздо легче, чем на прозе.
Покажу несколько примеров.
“Мы ныряем в книгу, чтобы задержать дыхание и оледенеть в чужой реальности, мы вечно сидим в чужой проруби, нас самих никогда нет дома, понимаешь?”
Что это? Это сложный художественный образ.
“В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”.
Образ Понтия Пилата складывается из множества важных эпитетов. И подбой белого плаща не алый, не красный, не бордовый, не румяный, не багряный. Он кровавый. И больные, мутные, слезящиеся, опухшие глаза Пилата на всем протяжении повествования - еще одна малозаметная деталь, необходимая нам для раскрытия образа.
«Лишь изредка умирающий ветер шумел вершинами тополей» . «Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась; там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
Все повествование “Героя нашего времени” наполнено олицетворениями, ожившая природа отражает настроения героя и предупреждает о дальнейшем развитии событий.
Это те самые метафоры, эпитеты, олицетворения, художественные образы. Их легче узнавать в стихотворениях, с ними легче там знакомиться, от них легче научиться получать удовольствие в таком формате (да, от раскрытия и понимания художественного образа, мы можем получать такое же удовольствие, как от музыки, например). И потом этим навыком можно пользоваться всю жизнь, читая другую литературу и понимая, что “кровавый” - это не “красный”, что “ожидающие добычи мшистые зубцы скал” её непременно получат, а книга может быть “прорубью чужой реальности”.
Попробуйте неспеша читать и разбирать хотя бы по одному стихотворению раз в несколько недель, и постепенно вы заметите, как меняется восприятие ребенком художественных текстов.
А если вы хотите взять за основу наши материалы, то:
- Большой курс «Русский язык в рифму»
- Сборник из 4-х частей «Времена года» (из второго класса «Начальной школы для билингва»)
- «Поэзия с эмоциями» (из третьего класса)
|
</> |